В рамках программы по повышению правовой грамотности населения в сфере коммунального хозяйства Мангистауским обществом по защите прав потребителей был проведен анализ договоров между собственниками квартир и обслуживающими организациями.
- Анализ договоров проводится нами еще c 2010 года. К сожалению, и на тот момент и в настоящее время уставы ПКСК не претерпели тех изменений, которые они должны были внести в связи с поправками в Законодательстве с момента их регистрации. Договоры, которые заключаются с собственниками на содержание общедомового имущества не выдерживают никакой критики. ТОО, которое оказывает ту или иную услугу, это товарищество с ограниченной ответственностью, а собственники не участники этого товарищества, они не могут проверять его хозяйственную деятельность. Хорошо, если у компании есть перечень выполняемых работ. Но в этом перечне, как правило, нет ни сроков, ни объемов, ни стоимости работ. Поэтому мы считаем, что по этим договорам невозможно проверить, когда он что сделал, что он заменил и так далее. Пока не будет наведения порядка в договорах, ситуация в коммунальной сфере не исправится, - считает президент Мангистауского общества по
защите прав потребителей Никар Рафикова.
Сегодня Мангистауское общество по защите прав потребителей проводит правовой анализ договоров с ПКСК по заявлению собственников квартир.
- Обратиться к нам может любой желающий. Мы проводим анализ договора, смотрим насколько он соответствует требованиям законодательства, насколько в этом договоре сбалансированы интересы как потребителя, так и обслуживающей компании. Другой вопрос, что наше население инертно - поэтому комок проблем, накопленный за много лет, не распутывается. Не все пока понимают, что быстрее всего устаревает информация. И чтобы контролировать коммунальную сферу им необходимо постоянно пополнять свои знания, интересоваться нововведениями и непосредственно работой их ПКСК. Мы на протяжении нескольких лет ведем работу с населением, но обращений к нам не так много, хотя проблемы есть, - рассказывает Никар Рафикова.
Помимо анализа договоров, Мангистауское общество по защите прав потребителей проводит общедомовые собрания, по желанию и инициативе жильцов, куда приглашает представителей жилищной инспекции, отдела жилищно-коммунального хозяйства, ПКСК и других специалистов, если того требует ситуация, для проведения диалоговых площадок.
- Недавно к нам обратились жильцы 10 дома 11 микрорайона. Этот дом участвовал в пилотном проекте по установке общедомового прибора учета потребления воды. Жильцы пожаловались, что в летнее время, согласно их жировкам, через этот прибор прошло 14 60-тонных цистерн воды. Люди подняли скандал. Мы организовали диалоговую площадку, куда были приглашены жильцы и представители ПКСК, обслуживающего этот дом. Выяснилось, что это была ошибка сантехника, который неправильно что-то подключил. В результате через полотенцесушители эта вода ушла, а платить за это заставили собственников квартир. Вот такое неквалифицированное содержание общедомового имущества привело к такой ситуации, - рассказала Никар Рафикова.
По ее словам, теперь у жителей 10 дома 11 микрорайона проблемы по электроэнергии.
- Им предъявили счета, расчетным путем на общедомовые нужды. Сумма между показаниями общедомового прибора учета и суммарное показание индивидуальных приборов разнятся. Когда один из собственников квартиры в этом доме к нам обратился, я попросила его не полениться и спуститься в подвал, посмотреть есть ли вообще прибор общедомового учета электроэнергии. Оказалось, нет там такого прибора. Им просто на бумаге нарисовали. По этому вопросу сейчас проведено расследование антимонопольной инспекцией, - говорит Никар Рафикова.
Также в Мангистауское общество по защите прав потребителей жаловались на рукоприкладство со стороны председателя ПКСК.
- Женщина с 2003 года письменно обращалась в ПКСК своего микрорайона с претензией на протекающую крышу. За 10 лет так ничего сделано и не было. Все эти годы собственница квартиры смиренно ждала выполнения работ только потому, что не владеет информацией о собственных правах и обязанностях обслуживающей дом компании. По ее словам, она несколько раз приходила к председателю своего ПКСК, которого постоянно заставала в невменяемом состоянии, он был пьян. А на ее вполне резонные претензии отвечал рукоприкладством. Она было вынуждена вызвать участкового. Вот до такой степени у нас доходит вопрос управления общим имуществом. При таком состоянии сервисной компании, о каких услугах и о каком качестве вообще можно вести речь, - подчеркивает Никар Рафикова.
По данным общества по защите прав потребителей, за прошедший год работы с населением, всего 330 собственников приняли участие в диалоговых площадках, организованных для разъяснения их прав.
- Непонятно такое отношение собственников к своему имуществу. Ведь все эти вопросы интересуют население. Люди жалуются друг другу на кухне, соседям по подъезду, но дальше этого никаких действий не принимают. Может, не хотят, а может, действительно, не знают, что есть такая организация, как наша, которая окажет консультативную помощь, - говорит Никар Рафикова.
Телефон Мангистауского областного объединения по защите прав потребителей:
33-32-00