Иллюстративное фото из архива Lada.kz
С учетом роста цен на топливо в регионе и из соображений рентабельности тариф в областном центре, по мнению перевозчиков, стоит поднять до 80 тенге. В противном случае предприниматели, по их словам, могут попросту «прогореть», а город останется без перевозчиков.
- Конечно, если тариф поднимут до 70 тенге, и то будет хорошо. Но сейчас по Казахстану нигде уже нет такой цены. При этом месяц назад, когда мы давали заявку на повышение тарифа, солярка еще стоила 170 тенге, а сейчас она уже возросла до 183 тенге. Последний раз, когда 11 августа 2015 года мы поднимали тариф с 35 тенге до 50, буквально через 10 дней в Казахстане произошла девальвация, и мы в итоге остались даже в убытке. Но если тогда солярка стоила 99 тенге, а газ — 27 тенге, сейчас эти цифры составляют: 183 и 60 тенге соответственно. И с учетом таких расходов мы уже находимся на грани банкротства, - говорит Набидулла Айгараков, владелец маршрута №3.
По словам предпринимателей, они готовы обновлять автобусный парк, но для этого им необходима поддержка государства. Своими силами, по словам бизнесменов, такие расходы им не потянуть.
- Самый дешевый автобус марки Daewoo стоит 31 миллион тенге. Мы не против обновлять автобусный парк, поскольку ежедневные расходы на запчасти и ремонт старых автобусов составляют порой размер всей выручки. Мы неоднократно обращались к властям с просьбой о содействии в приобретении новых автобусов с возвратом под минимальный процент. По всему Казахстану 74 процента автобусного парка - это старые автобусы. Мы участвуем в лизинговой программе, но при этом должны внести 15 процентов от общей суммы, но у нас таких денег нет. В акимате Мангистауской области нам пообещали помочь и выделить эти 15 процентов из бюджета через социально-предпринимательскую корпорацию «Каспий». Это около 60 миллионов тенге за 15 автобусов, которые мы должны будем возвращать под семь процентов годовых. Но окупаемость этой программы возможна при тарифе 70 тенге. Действующий тариф в 50 тенге эти расходы не покрывает. Банки второго уровня не дают нам кредиты из-за высоких рисков, поэтому вопрос стоит очень остро. Чтобы мы покрыли все свои расходы и могли обновить автобусный парк, нам нужно поднять тариф до 80 тенге, - говорит Руслан Ахметнабиев, владелец маршрута №2.
Перевозчики говорят, что в их адрес часто поступают жалобы от горожан на старые автобусы. Бизнесмены заверяют, что купить и заменить старую технику на новую и в их интересах тоже.
- Люди думают, что мы хотим ничего не вкладывать, а хотим только зарабатывать, но это не так. Народ думает, что мы получаем огромные субсидии и еще постоянно чего-то просим. Но мы не получаем никаких дотаций и находимся на самовыживании. Действует 10 категорий льготников, в числе которых: инвалиды, многодетные матери и многие другие. Только инвалидов у нас ездят бесплатно 1 700 человек. Цены на все, включая топливо и запчасти, за три года поднялись в десятки раз. Все эти нагрузки на нас сильно сказываются, и если так пойдет и дальше, то мы просто останемся банкротами. Раньше нам говорили, что у нас самый дешевый газ, но сейчас и он, и солярка уже не дешевы. А у нас больше 50 процентов автобусов ездят на дизельном топливе. При этом у нас у всех кредитные обязательства. Я в 2012 году взял 10 автобусов в кредит, с тех пор прошло шесть лет, а я до сих пор выплачиваю за них долги. Областные маршруты уже подняли тарифы на 20 тенге, междугородние - на 160 тенге. При этом у 105 маршрута такой же километраж, как у наших, городских. В Жанаозене проезд в автобусе стоит 60 тенге. Если в других регионах сохранили старый парк, то у нас все продали и возложили обновление парка на двоих предпринимателей. Но мы же не можем тянуть весь общественный транспорт, это невозможно, - говорит Набидулла Айгараков.
В пилотном режиме, по словам предпринимателей, они оснастили по пять автобусов на каждом маршруте системами видеонаблюдения. Также планируют внедрять систему автобилетирования.
- Все говорят, якобы мы уклоняемся от налогов. Но мы не против автобилетирования, если все будет сделано по уму, с применением опыта других городов и стран. Сейчас московская компания в пилотном режиме хочет внедрить эту программу у нас. Мы над этим работаем, а также стараемся внедрять и другие современные новшества, но и нам нужна помощь, - говорит Руслан Ахметнабиев.
- Конечно, если тариф поднимут до 70 тенге, и то будет хорошо. Но сейчас по Казахстану нигде уже нет такой цены. При этом месяц назад, когда мы давали заявку на повышение тарифа, солярка еще стоила 170 тенге, а сейчас она уже возросла до 183 тенге. Последний раз, когда 11 августа 2015 года мы поднимали тариф с 35 тенге до 50, буквально через 10 дней в Казахстане произошла девальвация, и мы в итоге остались даже в убытке. Но если тогда солярка стоила 99 тенге, а газ — 27 тенге, сейчас эти цифры составляют: 183 и 60 тенге соответственно. И с учетом таких расходов мы уже находимся на грани банкротства, - говорит Набидулла Айгараков, владелец маршрута №3.
По словам предпринимателей, они готовы обновлять автобусный парк, но для этого им необходима поддержка государства. Своими силами, по словам бизнесменов, такие расходы им не потянуть.
- Самый дешевый автобус марки Daewoo стоит 31 миллион тенге. Мы не против обновлять автобусный парк, поскольку ежедневные расходы на запчасти и ремонт старых автобусов составляют порой размер всей выручки. Мы неоднократно обращались к властям с просьбой о содействии в приобретении новых автобусов с возвратом под минимальный процент. По всему Казахстану 74 процента автобусного парка - это старые автобусы. Мы участвуем в лизинговой программе, но при этом должны внести 15 процентов от общей суммы, но у нас таких денег нет. В акимате Мангистауской области нам пообещали помочь и выделить эти 15 процентов из бюджета через социально-предпринимательскую корпорацию «Каспий». Это около 60 миллионов тенге за 15 автобусов, которые мы должны будем возвращать под семь процентов годовых. Но окупаемость этой программы возможна при тарифе 70 тенге. Действующий тариф в 50 тенге эти расходы не покрывает. Банки второго уровня не дают нам кредиты из-за высоких рисков, поэтому вопрос стоит очень остро. Чтобы мы покрыли все свои расходы и могли обновить автобусный парк, нам нужно поднять тариф до 80 тенге, - говорит Руслан Ахметнабиев, владелец маршрута №2.
Перевозчики говорят, что в их адрес часто поступают жалобы от горожан на старые автобусы. Бизнесмены заверяют, что купить и заменить старую технику на новую и в их интересах тоже.
- Люди думают, что мы хотим ничего не вкладывать, а хотим только зарабатывать, но это не так. Народ думает, что мы получаем огромные субсидии и еще постоянно чего-то просим. Но мы не получаем никаких дотаций и находимся на самовыживании. Действует 10 категорий льготников, в числе которых: инвалиды, многодетные матери и многие другие. Только инвалидов у нас ездят бесплатно 1 700 человек. Цены на все, включая топливо и запчасти, за три года поднялись в десятки раз. Все эти нагрузки на нас сильно сказываются, и если так пойдет и дальше, то мы просто останемся банкротами. Раньше нам говорили, что у нас самый дешевый газ, но сейчас и он, и солярка уже не дешевы. А у нас больше 50 процентов автобусов ездят на дизельном топливе. При этом у нас у всех кредитные обязательства. Я в 2012 году взял 10 автобусов в кредит, с тех пор прошло шесть лет, а я до сих пор выплачиваю за них долги. Областные маршруты уже подняли тарифы на 20 тенге, междугородние - на 160 тенге. При этом у 105 маршрута такой же километраж, как у наших, городских. В Жанаозене проезд в автобусе стоит 60 тенге. Если в других регионах сохранили старый парк, то у нас все продали и возложили обновление парка на двоих предпринимателей. Но мы же не можем тянуть весь общественный транспорт, это невозможно, - говорит Набидулла Айгараков.
В пилотном режиме, по словам предпринимателей, они оснастили по пять автобусов на каждом маршруте системами видеонаблюдения. Также планируют внедрять систему автобилетирования.
- Все говорят, якобы мы уклоняемся от налогов. Но мы не против автобилетирования, если все будет сделано по уму, с применением опыта других городов и стран. Сейчас московская компания в пилотном режиме хочет внедрить эту программу у нас. Мы над этим работаем, а также стараемся внедрять и другие современные новшества, но и нам нужна помощь, - говорит Руслан Ахметнабиев.