Правительство Казахстана потратит $500 млн. на переход отечественной системы госуправления на российскую платформу от Сбербанка
- Мы планируем где-то к марту-апрелю следующего года уже заключить соглашение, по которому будут определены все параметры этого проекта. Есть приблизительная сумма, около 500 миллионов долларов, которые оговаривают на пять лет рамки проекта, но мы будем уточнять при экономических исследованиях, — сообщил министр.
Более того, по словам Мусина, платформа от Сбера «наиболее подходящая» для страны и удовлетворяет «требованиям» КНБ.
Мы искали подобного рода решения, которые будут удовлетворять требованиям комитета национальной безопасности и законодательству по информбезопасности. Это последовательное решение, которое обсуждалось, в том числе и в КНБ, АП (аппарате Президента. — Ред.) и правительстве. Это не сиюминутное решение и ни чье-то давление со стороны. Все нормы по информбезопасности будут соблюдены. Базы данных будут располагаться на территории Казахстана. Нам гарантируют суверенность наших данных и что никто никогда в жизни из российских специалистов несанкционированно туда доступа иметь не будет, — заявил Мусин.
Широкая общественность узнала о планах руководства стран 3 сентября, когда во время Восточного экономического форума премьер-министр Аскар Мамин и глава Группы компаний Сбер Герман Греф подписали меморандум о сотрудничестве.
Участвовавший в онлайн-церемонии президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что реализация проекта «окажет содействие в повышении качества жизни граждан Казахстана и улучшении бизнес-климата». Президент России Владимир Путин отметил, что документ — «свидетельство высокого уровня сотрудничества двух стран», сообщает сайт премьер-министра Казахстана.
Контролируемый Кремлем Сбербанк убрал из названия слово «банк» в 2020 году. С 2017 года Сбербанк России начал активно инвестировать в нефинансовые и финансовые онлайн-сервисы для повседневной жизни и бизнеса.
По данным российской газеты «Ведомости», пока доля нефинансового бизнеса в доходах Сбера мизерная. Если выручка всего банка в первом полугодии составила 1,8 триллиона рублей, на нефинансовый бизнес пришлось четыре процента. Доля нефинансового бизнеса составляет менее одного процента (230 миллиардов рублей) всех активов банка.
Дочерний банк Сбербанка России в Казахстане работает с конца 2006 года. Сейчас, по данным банка, в стране работают 17 филиалов и 110 подразделений. Центральный офис находится в Алматы.
Подписание меморандума вызвало неоднозначную реакцию в казахстанском обществе. Пользователи соцсетей, среди которых известные в стране люди и IT-специалисты, писали в этой связи об угрозе суверенитету страны и задавались вопросом, почему разработку платформы не доверили отечественной или западной компании.
9 сентября на странице Facebook и YouTube министерства информации и общественного развития и самого Багдата Мусина состоялась онлайн трансляция по разъяснению платформенной модели и причин перехода именно на российскую экосистему. В ходе трансляции министр ответил на самые распространенные вопросы, как от ИТ сообщества, так и от неравнодушных граждан. Однако, полученные ответы вызвали недовольство среди пользователей и слушателей эфира.
- Офигеть какие бабки на сопровождение программы...
- Министра в отставку я за неделю могу найти другую платформу...
- Отдать стратегические данные стране, где, имеются депутаты из правящей партии, которые очень часто высказывают претензии по поводу наших северных областей… еще и без проведения тендера…
- НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ОТДАВАТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ IT СИСТЕМУ ГОСУПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ГОСУДАРСТВУ!
- Почему Казахстан отдает свою государственную IT систему чужому государству??????
- Может все министерство распустить и пусть занимается Сбер всем???
- Багдат, вы видите большая часть активного населения проявили свою гражданскую позицию, мы против СБЕРа, так остановитесь во время, это закончится плохо или для Казахстана в целом, или для тех кто принимает эти непопулярные решения, а также исполняет их...
- Министр официально признаёт о своей некомпетентности, раз покупают готовый продукт...
Негодование общества можно объяснить, ведь независимости Казахстана исполнилось 30 лет и неужели за это время наше государство не сумело вырастить профессиональных IT-специалистов, которым будет под силу развивать свой отечественный продукт, нежели это будет иностранное государство?