Пресную воду с месторождения Кокжиде хотят качать в Актау и Атырау

На технико-экономическое обоснование для строительства водовода из Актюбинской области в соседние регионы, где ощущается нехватка воды, выделили 50 миллионов тенге, передаёт agroqogam.kz. Сейчас на Кокжиде добывают нефть. Занимаются этим пять компаний, у которых на месторождении десятки скважин.

И, как выяснилось, необходимость переоценки запасов Кокжиде возникла из-за проблем с водоснабжением Атырау и Актау. Чтобы обеспечить их питьевой водой, водовод из Актюбинской области могут довести до Кульсары, там поставить распределительный узел, откуда вода пойдёт на Атырау и Актау. Кульсары находится примерно в 300 километрах от Кокжиде. Поскольку вода в песках Кокжиде ультрапресная – минерализация её всего 0,2 грамма на литр, в Атырауской области её предлагают разбавлять солоноватыми подземными водами, минерализация которых 2-3 грамма на литр, передает agroqogam.kz.

- Актюбинцам при этом о воде беспокоиться не стоит. Мы в декабре защитили запасы подземных вод на Моисеевском месторождении, которое даёт 45 тысяч кубов воды в сутки и на Сарыбулакском, где запасы составляют 25 тысяч кубометров в сутки. Они обеспечат Актобе водой на 30 лет», – сказал Азамат Душекенов, гидрогеолог, гендиректор ТОО «Акпан».

Он сообщил, что запасы Кокжиде нужно изучать.

«В 1983 году впервые запасы Кокжиде мы утвердили в Москве, тогда по крупным месторождениям защищались только там, – рассказал Азамат Душекенов. – Запасы подземных вод месторождения составили 195 тысяч кубометров в сутки. Тогда в пределах песков Кокжиде никакие работы не проводили.

- Единственная нефтедобывающая организация в то время начинала свою работу на месторождении Жанажол. По прошествии времени после получения независимости, когда часто разрешения выдавали необоснованно, на месторождении Кокжиде оказалось не одно, а 5 нефтяных организаций. Поскольку вода с месторождения не была востребована, переоценку её запасов не проводили. Инициировал её проведение бывший аким Атырауской области Нурлан Ногаев. Занимались этим мы. В декабре 2021 года мы защитили запасы, они подтвердились. Источников загрязнения мы не нашли, но проводить мониторинговые работы удалось с большим трудом. Это контрактная территория, и туда никого не пускают, а нам надо идти туда со своим оборудованием – насосом, компрессорами, качать воду… Мы выходили на акимат и экологов. Сами недропользователи привлекают неспециализированные организации, которые пишут то, что скажет заказчик, в этом проблема Кокжиде, - сказал гидрогеолог.