«Более 400 миллиардов тенге закатают в дороги Казахстана»: В список попали мангистауские дороги

Более 400 миллиардов тенге потратят в Казахстане на восстановление дорог в ближайшие два года. В список внесены две мангистауские трассы Бейнеу – Шалкар – Ыргыз (665 км) и Жанаозен – Кендерли (156 км). Об этом сообщает издание LS со ссылкой на министерство транспорта РК. По информации министерства транспорта РК, на текущий момент ведутся полномасштабные работы в данном направлении. В том числе планируется охватить 3,6 тысяч километра трасс республиканского значения, которые соединяют между собой населенные пункты центральных, восточных и западных регионов.

Речь идет о следующих проектах: Талдыкорган – Усть-Каменогорск (768 км), Караганда – Балхаш (363 км), Балхаш – Бурылбайтал (288 км), Бурылбайтал – Курты – Конаев (295 км), Узынагаш – Отар (42 км), Мерке – Бурылбайтал (200 км), Актобе – Кандыагаш – Макат (440 км), Атырау – граница России (на Астрахань, 283 км), Калбатау – Майкапшагай (415 км), Ушарал – Достык (90 км), Костанай – Денисовка (19 км), Петропавловск – граница России (31 км), обход Шамалгана (6 км), БАКАД (66 км), Кызылорда – Жезказган (218 км), Подстепное – Федоровка – граница России (72 км).

В ведомстве отметили, что для строительства и реконструкции данных участков в текущем году выделено 223 млрд тенге, а в 2024 году предусмотрено 217 миллиардов тенге. Всего за два года – 440 миллиардов тенге.

В этом году планируется сдать в эксплуатацию 856 км трасс. В том числе Балхаш – Бурылбайтал (127 км), Бурылбайтал – Курты (81 км), Мерке – Бурылбайтал (120 км), Актобе – Кандыагаш – Макат (332 км), Атырау – Астрахань (40 км), Ушарал – Достык (90 км), БАКАД (66 км).

На 10 октября уже введены в эксплуатацию 180 км: БАКАД (66 км), Мерке – Бурылбайтал (84 км), Ушарал – Достык (30 км). По 676 км готовятся документы для сдачи в эксплуатацию до конца года. Оставшиеся участки автодорог будут поэтапно сданы в эксплуатацию в 2024-2025 годах.

В том числе в 2024 году будут завершаться переходящие проекты, также начнется реконструкция дорог Актобе – Карабутак – Улгайсын и Караганда – Жезказган.
Помимо этого, по информации Минтранса, в стране были определены приоритетные автодорожные проекты протяженностью 4,7 тысяч километров.

В первую очередь речь идет о реконструкции дорог Актобе – Улгайсын, Жезказган – Караганда, обход города Сарыагаша Туркестанской области общей протяженностью 877 километров. По данным проектам с 2024 года начнутся строительно-монтажные работы.

Также более чем на четырех тысячах километрах внедряются EPCM-контракты полного жизненного цикла, где один подрядчик осуществляет проектирование, строительство и содержание реконструируемых участков автодорог.

В целом к реализации новых проектов планируется приступать поэтапно, по мере завершения переходящих проектов, с учетом их приоритетности согласно следующим срокам.

Начало реализации – с 2024 года:
1. Актобе – Улгайсын – Кызылорда (262 км);
2. Караганда – Жезказган (513 км);
3. Обход города Сарыагаша (102 км).

Начало реализации – с 2025–2026 года:
4. Атырау – Доссор (86 км);
5. Астана – Костанай – граница России (830 км).

Начало реализации – с 2026 года:
6. Павлодар – граница России (225 км);
7. Семей – граница России (на Барнаул) (111 км);
8. Атырау – Уральск (521 км);
9. Бейнеу – Шалкар – Ыргыз (665 км);
10. Жанаозен – Кендирли (156 км);
11. Обход Шымкента (48 км);
12. Алматы – Талгар – Байдибек би (68 км);
13. Алматы – Ушконыр (48 км).

Ожидается, что за счет улучшения дорожного полотна значительно вырастет средняя пропускная способность трасс в зависимости от количества полос, типов покрытия и других факторов.

В свою очередь, как отметили в министерстве, это способствует развитию транспортной инфраструктуры и обеспечит население постоянным доступом к местам связи, снизит время и затраты на доставку товаров. Кроме того, ожидается создание рабочих мест и привлечение инвестиций в смежные отрасли. Например, в курортные и туристические места, которые станут более доступными.

Для справки: EPCM-контракты – это система, направленная на управление проектом в целом, от организации инженерных изысканий и разработки функциональной концепции проекта, далее – к управлению проектированием и строительством, и в завершение – оформление законченного строительством объекта в эксплуатацию.