Подведомственные государству предприятия способствуют развитию коррупции, считают в антимонопольном комитете Мангистауской области

На протяжении последних двух лет актаусцы наблюдают как одно за другим «ликвидируются» ГКП. Первым с рынка оказания услуг ушла коммунальная компания «Кала Жолдары», следом ГККП «Актау лифт», а сначала года и ГКП «Коктем».
На протяжении последних двух лет актаусцы наблюдают как одно за другим «ликвидируются» ГКП. Первым с рынка оказания услуг ушла коммунальная компания «Кала Жолдары», следом ГККП «Актау лифт», а сначала года и ГКП «Коктем».

Для чего были приняты подобные меры, и какие плюсы несут в себе перемены для населения города, рассказал Акмырзаев Алтынбек Амалханович, заместитель начальника межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции (Антомонопольное агентство по Мангистауской и Атырауской областям)

- С 2007 года по поручению главы государства Антимонопольным агентством (Агентство) была пересмотрена и проанализирована работа предприятий и юридических лиц, имеющих более 50% долю участия государства. Нами был проведен анализ их работы, из чего стало видно, что из 100% предприятий 87% являются убыточными или с нулевым доходом. Объем поступлений в бюджет от деятельности государственных предприятий в 57 раз меньше вложений бюджетных инвестиций. Наиболее убыточными являются именно коммунальные государственные предприятия. Потому что, они изначально находясь под крылом государственных органов и акиматов, не стремятся к развитию. Также на этой почве благоприятно развивается коррупция. В чем это выражается? В Казахстане есть закон о госзакупках, позволяющий госоргану закупать те или иные товары, услуги и так далее. Для этого проводиться тендера, но как показали проведенные анализы, никаких конкурсов как таковых не было – выигрывают всегда подведомственные государству предприятия, не смотря на то, что цены на товары и услуги у них искусственно завышены в сравнение с аналогичными товарами в частном секторе. По информации Министерства финансов, в 2009 году до 97% суммы, выделяемой госорганам на государственные закупки, приходились на их подведомственные предприятия и организации. Причем из года в год таких предприятий становилось все больше.

Закон РК «О конкуренции» начал действовать с 1 января 2009 года. Тогда же 227 государственных коммунальных предприятий (ГКП, ГККП) и юридические лица, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству (АО, ТОО) области, в том числе из сектора здравоохранения, образования и коммунальных услуг подали ходатайства в Инспекцию для продолжения своей деятельности, но только 30 из них не получили согласие, а более 20 с условием, что из уставов предприятий, будут исключены виды деятельности передаваемые в конкурентную среду. Примером тому являются ГКП «Кала жолдары», «Актау лифт», Актауградкадастр, ГУКС, Мангистаукурылысинвест, Мангистауагросервис, Берекет, ИВЦ, Информационно-аналитический медицинский центр, Бизнес инкубаторы, Мангистау-полиграф, КаспийА-Трейд, Микрокредитные организации, «Коктем», АУЭС.

- «Законом РК «О конкуренции» было решено сразу несколько проблем. Плюсы люди смогут оценить уже на деле. Когда закрывали ГКП «Актау лифт» было много шумихи, но в итоге реорганизация предприятия прошла безболезненно. В настоящее время, до проведения тендера по установке и обслуживание лифтового хозяйства в городе занимается уже не ГКП, а частное ТОО «Актау лифт», без государственного участия. Если они выиграют тендер, то продолжат свою работу, если же нет, то на их место придут другие предприятия, предложившие максимально выгодные ценовые и качественные условия для населения. Тоже касается и озеленения города, вывоза мусора и т.д., заниматься этими видами деятельности будут те предприятия, которые наряду с высоким качеством своих услуг, предложат оптимальное ценовое решение.

Также, по словам Алтынбека Амалхановича такая политика будет способствовать развитию здоровой конкуренции. Ведь теперь главным оценщиком работы коммунальных предприятий станет само население, и если работа той или иной компании не устроит, она вполне может быть заменена на другую, посредством государственного конкурса или выбора населения и уже никогда не сможет учувствовать в проводимых тендерах.

- То есть в данном случае у компаний будет стимул работать хорошо, для того чтобы удержаться на рынке иначе на их место может прийти конкурент. Это в первую очередь положительно скажется на населении. Раньше у подведомственных государству ГКП просто не было необходимости стараться, ведь никакой конкуренции не было. Подводя итоги работы по реализации данной программы, необходимо отметить ее важность и актуальность для развития предпринимательства. Вместе с тем нам предстоит еще многое сделать по созданию и совершенствованию необходимых условий для бизнеса. Нельзя забывать о том, что развитие конкуренции — комплексная, сложная и многогранная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.