Гульмира Арбабаева: Мангистауская и Кызылординская области показали самые слабые результаты финансовой грамотности населения

Международный центр экономической грамотности провел исследование уровня финансовой грамотности населения. Сотрудники центра опросили по 1200 человек в каждом регионе, задав каждому по 55 вопросов. В Кызылординской и Мангистауской областях результаты опроса оказались самыми низкими. Именно в этих двух областях, по словам Гульмиры Арбабаевой - соучредителя центра, присутствовали вопросы, на которые люди вообще не смогли ответить. Международный центр экономической грамотности провел исследование уровня финансовой грамотности населения. Сотрудники центра опросили по 1200 человек во всех областях Казахстана, задав каждому по 55 вопросов. В Кызылординской и Мангистауской областях результаты опроса оказались самыми низкими. В этих областях, по словам Гульмиры Арбабаевой, соучредителя центра, присутствовали вопросы, на которые люди вообще не смогли ответить.

- Опрос показал, что 44% казахстанцев хранят деньги «под матрацем». Мы провели семинары, на которых говорили населению, что необходимо уметь выбирать финансовый инструмент и грамотно его использовать. Рассказывали, как выбрать банк, как работать на пенсионном рынке. Население интересуется вопросами кредитов. В среднем в наших семинарах участвует 99 процентов тех, у кого есть кредиты. И это не только в Мангистауской области, но и по всему Казахстану сегодня каждый второй имеет кредит, - рассказывает Гульмира Арбабаева.

Специалисты центра рассказали населению, как правильно читать банковский договор.

- К сожалению, как показывает практика, на сегодняшний день у нас население больше потребляет, чем копит. Опыт показывает, что люди не умеют инвестировать и не думают о завтрашнем дне. И здесь, скорее всего, проблема в нашем менталитете. Мы сделали анализ и поняли, что финансовая тематика очень сложная даже на русском языке. Есть такая проблема, что мало информации предоставляется на казахском языке. Нет полноценных деловых СМИ с финансовой направленностью, мало информации по этим темам в силу самой специфики языка, - говорит Гульмира Арбабаева.

Результаты опроса показали, что люди чаще всего берут кредиты, полагаясь на данные рекламы банков. Обращают внимание в основном на номинальные проценты, не знают, что есть такое понятие, как «годовая эффективная ставка», которое включает в себя номинальную процентную ставку и комиссию за ежемесячное обслуживание и ряд других расходов банка за свою работу.

- Мы говорим людям, что нужно уметь копить, чтобы не идти в банки. Развивать культуру сбережения. У многих в нашей стране она напрочь отсутствует. Кроме того, наши люди не умеют защищать свои права. На семинарах было много вопросов, таких как: «Я взял кредит, у меня конфликт с финансовой организацией» или «У меня просрочка и я не знаю, что делать дальше». Мы объясняем, что необходимо официально решать проблемные моменты с тем банком, с которым у вас заключены договорные отношения. В Мангистау есть такая тенденция, что все стремятся сразу бежать в акимат, - говорит Гульмира Арбабаева.

Во всех областях Казахстана открыты филиалы Национального банка, в которых работают отделы по защите прав потребителей финансовых услуг. Для решения ипотечных проблем в Казахстане работает офис банковского омбудсмена.

- Чаще всего в Мангистау берут потребительские или товарные кредиты на приобретение, в основном, электронной техники. Потребительский кредит чаще всего население берет на «тои» или проведение религиозных праздников: поминки и так далее. Мы объясняем, что потребительский кредит является беззалоговым, а значит он имеет самый высокий процент. При этом любой банк — это коммерческая структура и, естественно, нужно учитывать, что у него, в первую очередь, есть свои интересы — заработать, - говорит Гульмира Арбабаева.

Фото из архива центра