Гульмира Арбабаева: Мангистауская и Кызылординская области показали самые слабые результаты финансовой грамотности населения
- Опрос показал, что 44% казахстанцев хранят деньги «под матрацем». Мы провели семинары, на которых говорили населению, что необходимо уметь выбирать финансовый инструмент и грамотно его использовать. Рассказывали, как выбрать банк, как работать на пенсионном рынке. Население интересуется вопросами кредитов. В среднем в наших семинарах участвует 99 процентов тех, у кого есть кредиты. И это не только в Мангистауской области, но и по всему Казахстану сегодня каждый второй имеет кредит, - рассказывает Гульмира Арбабаева.
Специалисты центра рассказали населению, как правильно читать банковский договор.
- К сожалению, как показывает практика, на сегодняшний день у нас население больше потребляет, чем копит. Опыт показывает, что люди не умеют инвестировать и не думают о завтрашнем дне. И здесь, скорее всего, проблема в нашем менталитете. Мы сделали анализ и поняли, что финансовая тематика очень сложная даже на русском языке. Есть такая проблема, что мало информации предоставляется на казахском языке. Нет полноценных деловых СМИ с финансовой направленностью, мало информации по этим темам в силу самой специфики языка, - говорит Гульмира Арбабаева.
Результаты опроса показали, что люди чаще всего берут кредиты, полагаясь на данные рекламы банков. Обращают внимание в основном на номинальные проценты, не знают, что есть такое понятие, как «годовая эффективная ставка», которое включает в себя номинальную процентную ставку и комиссию за ежемесячное обслуживание и ряд других расходов банка за свою работу.
- Мы говорим людям, что нужно уметь копить, чтобы не идти в банки. Развивать культуру сбережения. У многих в нашей стране она напрочь отсутствует. Кроме того, наши люди не умеют защищать свои права. На семинарах было много вопросов, таких как: «Я взял кредит, у меня конфликт с финансовой организацией» или «У меня просрочка и я не знаю, что делать дальше». Мы объясняем, что необходимо официально решать проблемные моменты с тем банком, с которым у вас заключены договорные отношения. В Мангистау есть такая тенденция, что все стремятся сразу бежать в акимат, - говорит Гульмира Арбабаева.
Во всех областях Казахстана открыты филиалы Национального банка, в которых работают отделы по защите прав потребителей финансовых услуг. Для решения ипотечных проблем в Казахстане работает офис банковского омбудсмена.
- Чаще всего в Мангистау берут потребительские или товарные кредиты на приобретение, в основном, электронной техники. Потребительский кредит чаще всего население берет на «тои» или проведение религиозных праздников: поминки и так далее. Мы объясняем, что потребительский кредит является беззалоговым, а значит он имеет самый высокий процент. При этом любой банк — это коммерческая структура и, естественно, нужно учитывать, что у него, в первую очередь, есть свои интересы — заработать, - говорит Гульмира Арбабаева.
Фото из архива центра