Марат Шушаков: Только в Актау власти смогли «посадить» памятник

Об истории установления памятника акыну Кашагану Куржиманулы, как и о его жизни, известно совсем немного. Но местные краеведы трепетно хранят легенды о самом известном мангистауском поэте. Известно о нем совсем мало: Кашаган Куржиманулы, Кашаган жырау (каз. Қашаған жырау Құржыман ұлы) (годы жизни — 1841-1929 году) - казахский акын, жырау, видный представитель казахского устно-поэтического творчества.

Из устного творчества казахского акына Кашагана жырау сохранилось немногое. До потомков дошли легенды и эпосы. Самые знаменитые из них: «Происхождение Адая», «Земля предков», «Прибой».
Вот и все, что известно об акыне достоверно.



Что касается памятника, который красуется у Ботанического сада, то история его началась в 1989 году. Тогда к 150-летию со дня рождения поэта появился маленький памятник на большом постаменте. Настолько маленький для монументальной композиции, что вызывал насмешки жителей города.

Но смеялись зря, во-первых, бюджет города был мизерный, и скульптура получилась малобюджетной, во-вторых, памятник был сделан не для установки на площади, а всего лишь для экспозиции в зале краеведческого музея. Но власти решили увековечить акына не только установкой памятника, но назвать его именем новое крупное месторождение на Каспии. Кстати, назвать месторождение именем поэта предложил аким Мангистауской области Ляззат Киинов.

Первый памятник простоял недолго. Однажды ночью он исчез в неизвестном направлении, также как и памятник Ленину. В Актау это уже традиция снимать памятники по ночам.

Но если Ленин до сих пор находится на штрафной стоянке, то куда делся Кашаган, неизвестно. По некоторым данным, его похитили сдатчики цветного металлолома.



- Второй памятник Кашагану также являлся временным и был отлит из неподабающего для скульптуры материала. Он был свинцовым, - рассказал директор Музея трудовой славы ПГМК Марат Шушаков.

Далее в акимате начали спорить, каким должен быть памятник поэту. Изображать его на коне — это противоречит традициям скульптуры. Он же поэт, а не воин.

Решили изваять его сидящим на верблюде, но вовремя спохватились, если на верблюде, то акын опять будет выглядеть маленьким.

- В итоге властям Актау удалось то, что не могли сделать нигде в мире, у нас «посадили» памятник, - пошутил Марат Шушаков, обыгрывая фразу из фильма «Джентльмены удачи»: «Кто же его посадит, он же памятник!».

Но Кашаган теперь, действительно, сидит, и сидит он, как положено акыну, с домброй в руках. Так решил изваять Кашагана скульптор Кошер Байгазиев.


Фото Ольги Ярославской и из архива ПГМК