Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории

Ровно 75 лет назад, в ночь на 24 февраля 1944 года, началась операция «Чечевица» — массовая высылка чеченцев и ингушей с Северного Кавказа, которая стала одним из самых тяжелых преступлений сталинского режима. По словам председателя этнокультурного объединения «Вайнах» Руслана Баматгереева, у чеченцев и ингушей эхо этой жуткой трагедии по сей день живет в сердцах. Самым трагичным днём в истории чеченцев и ингушей является 23 февраля. В этот день в 1944 году почти полмиллиона человек выгнали из своих домов и депортировали в Среднюю Азию и Казахстан.



- Депортация нашего народа началась 75 лет назад, в такие же февральские дни. Эта операция называлась «Чечевица» – очевидно, по созвучию с титульной нацией, которая должна была исчезнуть с карты Кавказа. Название операции говорит само за себя, говорит о цинизме и жестокости руководства СССР. Руководил операцией «Чечевица» Лаврентий Берия. Многие из высланных оказались в Казахстане, где пустили свои корни. Прошли десятилетия, большинства из переживших ужасы той депортации уже нет среди живых, но их потомки помнят все тяготы, выпавшие на долю предков, - рассказал Руслан Баматгереев.

Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта того же года.
По данным из открытых источников, во время депортации со стороны сотрудников НКВД и солдат происходили многочисленные бесчинства. В частности, сожжение домов местных жителей, расстрелы пожилых людей и инвалидов, а также аресты мужчин.



В целом было депортировано 180 эшелонов с общим количеством 493 269 человек. В пути следования родились 56 человек, умерли 1272 человека, что составляет 2,6 человека на тысячу перевезённых.

По официальным данным, в ходе операции были убиты 780 человек, арестованы 2016 «антисоветского элемента», изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, в том числе 4868 винтовок, 479 пулемётов и автоматов. Скрыться в горах сумели 6544 человека.

Основными причинами гибели людей стали голод и тяжелые погодные условия. Некоторые умирали от тифа и других инфекционных заболеваний. Людей во время стоянок на станциях хоронили прямо в снегу.



- На самом деле убитых и умерших было гораздо больше. Чеченцев и ингушей выселяли не только с их исторической родины, но и из всех других городов и районов. Находившихся в рядах армии демобилизовали и среди них были Герои Советского Союза. В Казахстан были завезены свыше 400 тысяч чеченцев и ингушей. Помощь простых жителей Казахстана во многом помогла переселенцам. Простые жители Казахстана, сами нуждающиеся и бедствующие, делились последним куском. Эта трагедия объединила казахов, чеченцев, ингушей и другие народы вопреки всем невзгодам. Именно коренные народы оказали первую поддержку переселенцам. Чеченцы и ингуши породнились с казахами и стали братскими народами. В Чечне и Ингушетии по сегодняшний день помнят об этом. Часто мальчикам дают имя - Казах, - говорит Руслан Баматгереев.



Лишь через 12 лет после переселения, в 1956 году, после смерти Сталина с людей были сняты ограничения по передвижению, однако возвращаться на родину им не разрешалось. Несмотря на это, весной 1957 года в восстановленную Чечено-Ингушскую АССР возвратились 140 тысяч насильственно депортированных.
Воспоминания чеченцев, переживших депортацию в Казахстан.

Заведующий отделом Северо-Осетинского обкома КПСС ингуш X. Арапиев:
«В переполненных до предела «телячьих вагонах», без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения... Пошёл гулять тиф. Лечения никакого, шла война... Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда, в чёрном от паровозной копоти снегу, хоронили умерших (уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте)».

Селим А, 1902 г.р:
«Через три-четыре дня после выселения людей из аула Муше-Чу солдаты обнаружили в опустевшем доме лежащую старую Зарипат. Её расстреляли из автомата. Затем, завязав на шее стальную проволоку, выволокли на улицу, сломали изгородь и, обложив ею тело, сожгли. Закриев Саламбек и Сайд-Хасан Ампукаев похоронили её вместе с этой петлёй. Она была сестрой моего отца...».

Адлоп Мальсагов:
«В Казахстане нас выгрузили в открытое поле. Пошли искать, где можно спрятаться от мороза. Нашли заброшенную кошару. Вернулись, а на месте, где осталась семья соседей – мать и пятеро детей – снежный сугроб. Раскопали, но все уже были мертвыми. Только годовалая девочка еще была жива, но и она через два дня умерла».

Дагун Омаев:
«В первые дни депортации люди умирали не от болезней, а замерзали насмерть. Где-то мы нашли большую чугунную сковородку и развели в ней огонь. А вокруг, закутавшись в какое-то тряпье, сидели дети и женщины. Мужчины начали рыть землянки, что в 30-градусный мороз делать было непросто. Я сидел с мамой, накрывшись тулупом, который она чудом вывезла из дома. Первое чувство, которое я испытал тогда и которое меня сопровождало длительное время - это страх».

Губати Галаева:
«В ту первую зиму от тифа, голода и холода умерла почти треть спецпереселенцев. Погибло много и наших близких родственников. Но никогда мы, дети, не видели, чтобы плакала наша мать. И только однажды, когда умер отец Оман, мы увидели через щелку в сарае, как мама, запершись там, сдерживая рыдания, била себя палкой, чтобы болью физической заглушить боль душевную».

- Каждый год по мере наших сил мы проводим вечера памяти, посвященные трагедии вайнахов. И в эту годовщину депортации принято решение совершить жертвоприношение и помочь нуждающимся, - отметил Руслан Баматгереев.

При написании статьи использованы материалы сайтов: www.nur.kz www.bbc.com rus.azattyq.org www.kavkazr.com www.krugozormagazine.com Фото pikabu.ru