Студенты не могут вернуться из России в Актау

Около сотни студентов из высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Москвы не могут вернуться в Актау. Единственный способ вернуться - воспользоваться чартерным рейсом Москва - Актау авиакомпании SCAT, один билет на который стоит 180 тысяч тенге. В авиакомпании SCAT прокомментировали ситуацию, отметив, что в данный момент вопрос об организации рейса еще на рассмотрении. В редакцию Lada.kz обратились родители актауских студентов, которые учатся в Санкт-Петербурге и Москве.

По их словам, их дети «застряли» в Санкт-Петербурге и не могут вернуться в Актау из-за чрезвычайного положения.

- Мы не можем выбраться отсюда, нет никакой возможности вернуться домой, кроме одного варианта - чартерный рейс Москва - Актау. Его предлагает авиакомпания SCAT. Стоимость билета - 180 тысяч тенге. У нас есть студенты в списке, родители которых не могут осилить такую сумму. Сейчас везде карантин, люди без работы сидят, и не у всех были накопления на подобные случаи. Как им справляться с подобной ситуацией?, - сетуют родители.

Родители рассказали, почему студенты не вернулись домой раньше, когда воздушное сообщение еще было открыто.

- Например, в политехническом университете Санкт-Петербурга сообщили студентам, что дистанционное обучение будет длиться до 30 апреля и в любой момент может начаться очная форма обучения. Мол, если не сможете вернуться назад - ваши проблемы. Некоторые родители детей забрали, когда еще было возможно, но многие - нет. Ну, а потом уже усиления режима, и выбраться из России вообще стало невозможно. После этого Санкт-Петербургский политехнический университет порекомендовал студентам ехать по домам - до 1 сентября никакого очного обучения не будет, - пояснили родные учащихся.

Родители студентов задались вопросом: как вернуть детей назад? Они узнали, что студентка из Санкт-Петербурга создает список учащихся для отправления их на родину при поддержке посольства.

- Когда мы с ней созвонились, она сказала, что список уже составлен. В итоге мы связались с посольством, там нам пояснили, что из Москвы выедут пять автобусов - четыре для студентов, один - для других граждан Казахстана. Один автобус мы выпросили для 50 студентов из Санкт-Петербурга. Маршрут возвращения такой: своим ходом на скоростном поезде «Сапсан» из Санкт-Петербурга до Москвы. В Москве их встречают на вокзале, сажают в автобус и везут в Орск. Оттуда, после прохождения границы, в наш Актобе. Там уже ведутся переговоры с акиматами городов Казахстана, чтобы они выделяли автобусы и забирали граждан в места их проживания. Сегодня они уже должны приехать из Актобе в Актау, - рассказали родители студентов.

На вопрос, почему нельзя вывозить студентов самолетом, родителям ответили, что Казахстан готов в любой момент выделить самолет, а вот небо России закрыто.

- Но в России летают воздушные судна. Составили список из сотни студентов, в нем оказались 76 студентов, учащихся в Санкт-Петербурге, остальные из Москвы. Мы писали Президенту Казахстана, обращались к председателю гражданской авиации РК, ответов нет. Написали в «Air Astana», нам там сказали, что они вывозят казахстанцев только из Амстердама. Остался вариант с авиакомпаний SCAT, спасибо им, конечно, но цена оставляет желать лучшего. Рейс только из аэропорта «Внуково» - туда еще добраться надо из Санкт-Петербурга. Мы готовы заплатить за возвращение детей, но не такую сумму. Это при условии, что вообще получится организовать рейс, - поделились родители.

В данный момент родители студентов при помощи родственников пытаются направить запрос в правительство России, чтобы им помогли выехать из страны.

- Обращаются студенты из других городов Казахстана, которые тоже сейчас в России. Звонят и спрашивают, мол, можно ли улететь с вами, а потом уже по Казахстану добраться до своих городов, - добавили родные студентов.

В авиакомпании SCAT сообщили, что постановка рейса ещё находится на стадии переговоров.

- Дата не определена. По поводу стоимости перелета - она складывается из множества факторов. Более 40 процентов составляют расходы на авиационное топливо, помимо этого существуют расходы на аэропортовое обслуживание, аэронавигационное обслуживание, инженерно-техническое обслуживание, расходы на экипажи и прочее. Авиакомпания SCAT продолжает выполнять репатриационные рейсы, возвращая наших сограждан на Родину. Основным колоссальным расходом по выполнению таких рейсов является отправка пустых воздушных судов из Казахстана. Если говорить простыми словами: для того, чтобы забрать казахстанцев из той или иной страны, компания должна отправить пустой самолёт, что удваивает расходы на выполнение рейса. Со своей стороны мы делаем все возможное для того, чтобы минимизировать расходы, - отметили в авиакомпании.