Добыча нефти на Кашагане не выйдет на планируемую мощность до конца года
По его словам, это связано с тем, что еще не до конца создана вся необходимая инфраструктура, чтобы месторождение заработало на полную мощность. "Никто не ставит такую задачу, это цель на несколько лет вперед. В интересах и Казахстана, и акционеров проекта, наращивать добычу постепенно, по мере роста спроса на нефть, в противном случае, есть риск обрушить цены на нефть, что приведет к сокращению доходов и увеличении срока окупаемости проекта", - пояснил эксперт.
В свою очередь, аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева отметила, что в 2013 году плановая добыча нефти на Кашагане составит всего 1,5 -3 миллиона тонн. "В 2014 году добыча нефти на Кашагане планируются в размере восьми миллионов тонн нефти, а в 2015 году - 13 миллионов тонн", - отметила Кокорева.
По ее словам, учитывая, что сейчас суточная добыча нефти на Кашагане составляет 75 тысяч баррелей в сутки, то выйти на запланированную мощность будет трудно. "Для того, чтобы добыть хотя бы 1,5 миллиона тонн нефти до конца года, суточная добыча должна быть выше 120 тысяч баррелей", - пояснила собеседница.
Ранее отмечалось, что расширение Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) отстает от графика в среднем на полгода. По словам Кокоревой, КТК начнет отгрузку нефти с Кашаганского месторождения уже в конце октября 2013 года. "Однако выйти на плановую мощность в 48 миллионов тонн к концу 2013 года вряд ли удастся. Данного показателя можно будет достигнуть лишь в начале 2014 года", - заявила Кокорева.
По словам Баранова, работы по расширению КТК, конечно же будут вестись, а пока для доставки нефти Кашагана потребителям будут использоваться другие виды транспорта. "Однако стоит иметь в виду, что и добыча нефти и ее транспортировка будет осуществляться в тех объемах, которые будут соответствовать имеющимся возможностям в регионе. То есть не будет добываться нефти больше, чем можно будет транспортировать потребителям с использованием существующей инфраструктуры", - сказал он.
Как отметил старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Мурат Абулгазин, несмотря на отставание КТК от графика, еще в сентябре нынешний министр нефти и газа Узакбай Карабалин сообщал о вероятности, что консорциум сможет до конца 2013 года брать определенные объемы кашаганской нефти. "Кроме того, некоторые объемы могут уйти на китайское направление, если это устроит членов Северо-Каспийского консорциума. На сегодня есть возможность также обратиться к российской Транснефти (Атырау-Самара). А так, КТК - пока приоритетный маршрут транспортировки кашаганской нефти после завершения проекта расширения с 35 до 67 миллионов тонн. Правда, впереди перспектива открытия ККСТ (Казахстанской Каспийской транспортной системы), предназначенной для очередных этапов разработки именно Кашагана и Тенгиза", - прокомментировал аналитик
Между тем, Абулгазин напомнил, что начатый 11 сентября процесс добычи нефти на месторождении был прерван из-за аварии 25 сентября. "После возобновления работы 6 октября добыча нефти на Кашагане равна 61 тысяч баррелей в сутки и вполне реально достижение показателя 75 тысяч баррелей. Тем более, со слов бывшего министра нефти и газа Сауата Мынбаева, на начальном этапе извлечения сырья на Кашагане объемы добычи планируется довести до 180 тысяч баррелей в сутки с постепенным увеличением до 370 тысяч баррелей", - отметил собеседник.