Будет ли в Актау авиабаза США?

«Как подчеркнула Госсекретарь, США приветствуют такие конкретные усилия Казахстана, как … предложение о создании транспортно-логистического центра в СЭЗ «Актауский морской порт» и др.» Министр иностранных дел Казахстана Ержан Казыханов провел во вторник встречу со своим американским коллегой Хиллари Клинтон на заседании ОБСЕ в Вильнюсе, в рамках которой обсуждался, в частности, вклад Астаны в усилия США по развитию транспортной инфраструктуры в регионе. Вот что пишет по этому поводу Интерфакс со ссылкой «Би-Би-Си Мониторинг»:

«По сообщению пресс-службы МИДа Казахстана, Клинтон выразила «глубокую» благодарность Казахстану за содействие усилиям международной коалиции в Афганистане, отметив ключевую роль республики в продвижении региональной интеграции, а также в качестве связующего звена во взаимодействии по линиям Север-Юг, Восток-Запад.

«Как подчеркнула Госсекретарь, США приветствуют такие конкретные усилия Казахстана, как … предложение о создании транспортно-логистического центра в СЭЗ «Актауский морской порт» и др.»

На прошедшей сегодня в Вашингтоне конференции, посвященной 20-й годовщине распада СССР, Эрик МакГлинчи, эксперт по Центральной Азии и профессор политологии при Университете Джорджа Мэйсона, высказал интересную теорию относительно вышеупомянутого заявления. Он отметил, что Кыргызстан, устами своего нового, по-российски настроенного президента Алмазбека Атамбаева, пригрозил выселить США с базы «Манас», в то время как Казахстан демонстрирует все больше знаков готовности к сотрудничеству с США. «Мы уже видим надписи на стенах: Кыргызстан говорит США «до свидания», а Казахстан – «Привет, заходите»», - заявил МакГлинчи.

Итак, предлагает ли Казахстан Актау в качестве замены Манасу, как считает МакГлинчи? Тут есть несколько очевидных проблем. Начнем с того, что Актау значительно дальше от Афганистана. А учитывая то, что Казахстан побоялся послать даже четырех офицеров в Афганистан из опасений касательно потенциальных проблем с Талибаном, трудно себе представить, чтобы Астана решилась на упомянутый МакГлинчи шаг.

С другой стороны, Актау, согласно опубликованной Wikileaks депеше Госдепа, и так уже является «критически важной» частью Северной сети поставок. Вот отрывок:

«Порт Актау играет критически важную роль в Северной сети поставок (ССП), обеспечивающей доставку невоенных грузов для войск США в Афганистане. Как уже сообщалось в телеграмме А, Новиков из актауского порта сказал послу 16-го июля, что Актау полностью поддерживает ССП и готов заняться расширением мощностей для приема грузов».

В этой депеше, озаглавленной «Стратегическая важность морского порта Актау», подробно рассказывается о том, как США сделали попытку развить транспортные мощности порта Актау, но потом Агентство США по торговле и развитию положило этому конец из опасений, что проект благоприятно скажется на Иране, с которым Казахстан активно торгует через этот порт.

Через Актау проходят как морские, так и наземные транспортные маршруты, и с этой точки зрения город, возможно, очень подошел бы США. А у Казахстана большие планы на город с точки зрения его потенциала в качестве узла для перевозок гражданского назначения. На еще одной прошедшей недавно конференции посол Казахстана в США Ерлан Идрисов упомянул, что американские официальные лица части цитируют очень понравившееся им высказывание индийского премьер-министра, который сказал: «Я мечтаю о том, что наступит день, когда мы, не теряя своей идентичности, сможем позавтракать в Амритсаре, пообедать в Лахоре и поужинать в Кабуле». Идрисов предложил свой вариант, при котором «можно было бы позавтракать в Амритсаре, пообедать в Актау и поужинать во Франкфурте». Если отставить в сторону физическую невозможность осуществить подобную поездку за один день, то понятно, что Казахстан позиционирует Актау в качестве трансконтинентального транспортного узла. И если отставить опасения касательно Ирана, развитие города могло бы помочь на афганском направлении. Согласится ли Казахстан принять от США помощь по модернизации и расширению Актау в обмен на право попользоваться им в течение некоторого времени в качестве военного транзитного объекта? Это кажется маловероятным, но, с другой стороны, казавшиеся еще более невероятными идеи, тем не менее, иногда становились реальностью.

Фото Игоря Нестерова