В мае поднимутся тарифы на коммунальные услуги

Повышение не будет связано с девальвацией. Увеличение тарифных ставок в мае 2014 года будет проводиться в соответствии с программой «Тарифы в обмен на инвестиции». Данная программа позволяет увеличивать тарифы в обмен на то, что полученные в результате доходы будут направляться на модернизацию оборудования предприятий. Повышение не будет связано с девальвацией. Увеличение тарифных ставок в мае 2014 года будет проводиться в соответствии с программой «Тарифы в обмен на инвестиции». Данная программа позволяет увеличивать тарифы в обмен на то, что полученные в результате доходы будут направляться на модернизацию оборудования предприятий.

Помимо общего шума, который создала девальвация, совершенно очевидно, что она, по мнению Петра Своика, председателя Алматинской общественной антимонопольной комиссии, хоть и не сразу, но скажется на тарифах на коммунальные услуги. Более того, г-н Своик уверен, что в ближайшее время девальвация съест все предельные инвестиционные долгосрочные надбавки к тарифам, которые энергетические компании получили начиная с 2009 года.

За 5 лет функционирования программы было собрано 700 млрд тенге и это сверх собственно эксплуатационной части тарифов. «Это не весь тариф на электроэнергию, это лишь инвестиционная надбавка», – подчеркнул председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии. За счет этой надбавки введены мощности на сумму по $2,8 тыс. за 1 кВт. Введенные на «инвестиционные» надбавки к тарифам киловатты – не новые электростанции (за исключением небольшой Жанажольской ГТЭС), а отремонтированные и модернизированные блоки на действующих ГРЭС и ТЭЦ. Интересен тот факт, что стоимость 1 кВт электроэнергии на новых объектах обойдется дешевле. Так, Балхашская ТЭЦ по проекту будет производить электроэнергию по $1,7 тыс. за 1 кВт. На деле получается, что модернизация старых объектов, которая должна обходиться дешевле, обходится в 1,5 раза дороже, чем строительство новых энергопроизводящих предприятий.

Выходит, что за счет введения предельных тарифов удалось осуществить лишь частичный ремонт, частичную модернизацию, частичное новое строительство. «В целом «инвестиционные» тарифы растворились в непрозрачности и неподконтрольности предприятий электро-, тепло- и водоснабжения, послужив лишь некоторому улучшению эксплуатации», – говорит г-н Своик.

Будущее электрогенерирующих мощностей нашей страны также находится в тупике. По данным «Самрук-Энерго», запланированный объем инвестиций на развитие электрогенерирующих мощностей Казахстана до 2030 года составляет 9,5 трлн тенге. Это примерно по 600 млрд тенге в год. При этом приблизительную сумму, а точнее 700 млрд тенге, в республике удалось собрать лишь за 5 лет функционирования предельных тарифов. Если средства, необходимые для развития генерирующих мощностей, собираются привлекать через тарифы, то, по словам г-на Своика, необходимо поднять их в разы. Интересно, что по проекту «Концепции развития электроэнергетики до 2030 года» предлагаемые решения основываются на таких повышениях среднего тарифа на электроэнергию: с 13 тенге за 1 кВт/ч в 2014 году до 23 тенге к 2020 году и до 42 тенге к 2030-му. «То есть средним темпом по 13% в год, в том числе на ближайшие годы разработчики закладывают рост тарифов на 19% в год», – подчеркнул г-н Своик.

При этом годовой объем всей заработной платы в Казахстане составляет примерно 4 трлн тенге, из которых от четверти до трети уже сейчас идет на оплату коммунальных услуг. Инвестиционная же дозагрузка тарифов будет отнимать от зарплат граждан 38% от всех официальных доходов в Казахстане.

«Сегодня мы имеем некий концептуальный тупик тарифной политики. Курс на инвестиционный тариф не оправдывает себя, он не позволяет в полной мере развивать отрасль», – говорит Петр Своик. Более того, все программы по развитию энергетики, по мнению спикера, зависли.

Аманжол Алпысбаев, заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (АРЕМ), согласен с тем, что решать проблемы, сложившиеся в энергетической отрасли и коммунальном хозяйстве страны, лишь за счет увеличения тарифов нельзя. Выходом из создавшейся ситуации представитель АРЕМ назвал привлечение нетарифных инвестиций. Однако привлечь дополнительные инвестиции в эти отрасли не так легко. Причина в том, что средства, направляемые субъектом естественной монополии на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводят к росту стоимости основных средств. В этом случае привлечь нетарифные инвестиции, по убеждению г-на Алпысбаева, возможно только при разгосударствлении коммунального сектора.

Однако Айдархан Кусаинов, генеральный директор компании Almagest, настаивает на том, что коммунальный сектор должен быть государственным. Для коммунальных сетей необходимы длинные деньги. Соответственно, инвесторов, по словам г-на Кусаинова, сложно привлечь в сети, более охотно они идут в электростанции. По этим причинам на модернизацию коммунальных сетей г-н Кусаинов предлагает выделять средства из Нацфонда. «Мы понимаем, что Нацфонд предназначен для будущего поколения. Но будущему поколению эти деньги не нужны, давайте их сегодня потратим на инфраструктуру, и это будет то, что мы оставим потомкам – нормальную действующую инфраструктуру», – предложил он.