Кашаган: Робот пролил тонну дизтоплива

Мы уже сообщали о том, что во время диагностики кашаганского нефтепровода т. н. интеллектуальным скребком произошёл разрыв трубы (см. «Эффект дырявой трубы»). Но если тогда в пресс-релизе NСОС сообщалось, что при этом вылилось «небольшое количество дизельного топлива», то теперь выясняется, что речь идёт о целой тонне.

Диагностику нефтепровода роботом-скребком NСОС проводил 11 января этого года. Общая длина промыслового трубопровода составляет 94 км. Дизтопливо заливалось не на всю длину, а только на определённый отрезок – общий объём залитого дизтоплива составил 1 200 литров. Внутрь этого отрезка поместили диагностический снаряд и стали прогонять его под давлением газа по всей длине со стороны острова D.

На расстоянии 3 км от завода «Болашак» (Карабатан) в трубе возле сварного шва появилась трещина, из которой и вылились все 1 200 литров дизтоплива.

– В результате общий объём загрязнённого грунта составил 1 500 тонн,он был утилизирован с 14 января по 18 января силами NСОС,– говорит начальник областного департамента экологии Ербол КУАНОВ. – На сегодня мы ждём официального ответа – что послужило причиной возникновения трещины. Иностранная компания должна была сделать лабораторный анализ.

Напомним, ранее пресс-служба NСОС сообщала о данном инциденте в пресс-релизе: «В ходе проверки трубопровода диагностическим внутритрубным снарядом 11 января 2014 года было обнаружено присутствие небольшого количества дизельного топлива на наземной части нефтепровода, недалеко от УКПНиГ “Болашак”. Была произведена выемка грунта с изоляцией соответствующего участка трубопровода и подтверждено просачивание топлива в области сварного шва».

Масштабы восприятия объёмов утечки у государственных экологов и компании-оператора сильно расходятся.

– Небольшое количество – это когда речь идёт о 50-60 литрах, – говорят специалисты департамента экологии. –А здесь, считай, шесть 200-литровых бочек бензина пролилось.

По словам Куанова, в данном случае, скорее всего, будет применён не косвенный, а прямой метод экологического штрафа.

– Косвенный метод – это когда ущерб восстанавливается в денежном выражении. В данном случае речь идет о загрязненном грунте, который компания своими силами утилизировала, теперь вместо него она должна восстановить грунт и доказать лабораторным методом, что ущерб окружающей среде восстановлен, – говорит Куанов.

Как сообщила пресс-служба NСОС, дата возобновления производства зависит от объёма необходимых ремонтных работ, который можно оценить только после того, как станут известны результаты исследования причин растрескивания стали, проводимого TWI, и исследования данных, полученных после проверки трубы диагностическим внутритрубным снарядом.

Таким образом, добыча едва началась, а речь уже идёт о нескольких довольно серьёзных технических инцидентах.