Скажется ли новый закон на дорожной полиции?

Сотрудники дорожной полиции, в соответствии с новым законопроектом, обязаны будут составлять протоколы вне автомобиля. Водители говорят, что эти изменения не коррупцию не искоренят. Сотрудники дорожной полиции, в соответствии с новым законопроектом, обязаны будут составлять протоколы вне автомобиля. Водители говорят, что эти изменения коррупцию не искоренят.

Алматинец по имени Узак, который говорит, что за рулем уже более 40 лет, считает правильным составление полицией протокола в отношении нарушителя правил дорожного движения вне автомобиля.

Узак занимается частным извозом – возит людей из Алматы в Капчагай и обратно.

- Путь неблизкий. Бывает, что превышаешь скорость, в городе из-за пробок иногда поворачиваешь в неположенном месте. В общем, совершаешь какое-нибудь нарушение. Затем приходится давать взятку инспектору, - говорит Узак Азаттыку.

Дача взятки водителем, нарушившим правила дорожного движения, инспектору дорожной полиции, который закрывает глаза на это нарушение, - распространенная практика. Во многих случаях инспектор начинает составлять протокол, сев в свою машину либо в автомобиль нарушителя. Когда стороны договариваются о размере взятки, которая вручается сразу, протокол не заполняется. Невидимое глазу «соглашение», заключенное в автомобиле, становится очередным эпизодом незарегистрированного и безнаказанного взяточничества.

Это явление настолько распространено в стране, что парламент Казахстана обсуждает законопроект, который обяжет инспекторов дорожной полиции составлять протокол в отношении нарушителя ПДД вне автомобиля. Несмотря на то, что некоторыми водителями данное изменение одобряется, ряд дорожных инспекторов считают эту поправку «неудобной», не учитывающей погодные факторы.

- Когда сотрудники дорожной полиции останавливают машину и начинают составлять протокол, то с сотрудниками ГАИ (государственная автоинспекция – старое название дорожно-патрульной полиции. – Ред.) можно сесть в машину и договориться о взятке. Поэтому протоколы нужно составлять вне автомобиля. Это искоренит коррупцию, - говорит Узак.

Однако автовладелец по имени Акимбек с ним не согласен. Он недоволен тем, что правила дорожного движения часто меняются.

- До этого дня ничего не изменилось. Поэтому эти изменения ничего не привнесут для искоренения коррупции, пустые разговоры, - говорит Акимбек.

«САМИ ДАЕМ ГАИ, САМИ И СТРАДАЕМ»

- Мы сами даем взятки сотрудникам ГАИ, и сами от этого страдаем. Я 20 лет вожу автомобиль. За все это время я не встречал сотрудников дорожной полиции, которые требовали бы у меня денег. Однако, у меня ведь не два водительских удостоверения. Поэтому, когда я нарушаю ПДД, вынужденно подсовываю «чаевые», чтобы не отдавать свои водительские права. Сотрудники ГАИ, которые хотят получить взятку, возьмут ее и в машине, и вне ее, - говорит третий водитель, не пожелавший представиться.

Есть водители, которые считают, что коррупция была бы не так распространена, если бы размеры штрафов за нарушение ПДД были меньше.

- Минимальный штраф в Казахстане – 8655 тенге. Для меня куда выгоднее дать 3000 тенге сотруднику ГАИ, чем платить штраф в размере 8000 тенге. Законы будут выполняться в том случае, если уменьшат размеры штрафов, и затем усилят контроль за дорожной полицией. В противном случае все это останется на уровне разговоров, - говорит Акимбек.

Корреспондент Азаттыка попытался выяснить мнение сотрудников дорожной полиции в связи с изменениями, которые, возможно, будут внесены в новый законопроект «О дорожном движении». Сотрудник дорожно-патрульной службы Алматинской области, который попросил не указывать его имени, считает, что составлять протокол только вне транспорта невозможно.

- Когда погода ясная, протокол составлять вне салона автомобиля удобно. Однако как его составлять в дождливую погоду? Не будем же мы все протоколы составлять под дождем, - говорит инспектор.

По его словам, ежедневно в канцелярии для официального оформления протоколов ему выдается шесть-восемь экземпляров протоколов. Однако были дни, когда в течение часа ему приходилось останавливать до десяти нарушителей, как говорит он.

- Во многих случаях к мелким нарушителям движения я отношусь с пониманием, отпускаю, - смеется он.

ВОСЕМЬ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТА

В законопроекте конкретно прописано восемь оснований для остановки и проверки транспорта дорожной полицией. В случае, если законопроект будет утвержден, то просьба сотрудника дорожной полиции пересесть в его машину или сам факт его нахождения в салоне авто во время составления протокола будут рассматриваться в качестве противозаконных действий.

Восемь оснований, позволяющих дорожной полиции остановить автомобиль:

1. Непристегнутый ремень безопасности;
2. Подозрение, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения;
3. Превышение скорости;
4. Выезд на встречную полосу движения;
5. Нарушение других установленных правил дорожного движения;
6. Розыскная операция или явное нарушение водителем правил дорожного движения;
7. Визуально заметная техническая неисправность транспорта;
8. Передвижение на угнанном транспорте.