Власти Атырауской области обеспокоены сокращением популяции тюленей на Каспии

Широкомасштабное освоение шельфа Каспийского моря, сопровождающееся интенсивным движением ледоколов и барж, по мнению экспертов, негативно влияет на популяцию тюленей. Какие меры нужно предпринять, чтобы сохранить животных? Ответ на этот вопрос пытался получить наш корреспондент «Хабара», побывав на морских островах, вокруг которых зимой обитают тюлени, и где ежедневно проходят мощные суда нефтяных компаний. Широкомасштабное освоение шельфа Каспийского моря, сопровождающееся интенсивным движением ледоколов и барж, по мнению экспертов, негативно влияет на популяцию тюленей. Какие меры нужно предпринять, чтобы сохранить животных? Ответ на этот вопрос пытался получить наш корреспондент «Хабара», побывав на морских островах, вокруг которых зимой обитают тюлени, и где ежедневно проходят мощные суда нефтяных компаний.

Больше всего тюленей сегодня можно увидеть с воздуха в районе острова Кулалы. Аномально сильные морозы, на многие километры сковавшие море, животным не мешают. У каждого тюленя, расположившегося на крепкой льдине, есть лунка, через которую он выходит на промысел или прячется в случае опасности. С борта вертолета видно, что тюлени перезимовали неплохо - услышав шум, они развивали на льду приличную скорость, устремляясь к лунке.

Крепкий лед, кстати, помогает выращивать потомство - чем дольше родившиеся в январе бельки находятся на льдине с матерью, тем они крепче. Если зима теплая и лед быстро тает, молодняк часто погибает. В середине марта подросшие детеныши уже не нуждаются в материнском молоке, а самостоятельно ищут пропитание, отправляясь осваивать морские просторы, где их поджидает немало опасностей. Одна из них - интенсивное движение судов нефтяных компаний, пробивающих путь в замерзшем море.

Рассказывает Петр Лупенков, начальник метеостанции о. Кулалы: «Зимой во время льдов здесь ходят ледоколы. Они выходят из Баутино - идут на месторождение Кашаган. Везут грузы, продукты, баржи тащат. Или за ними караван кораблей идет. Это практически каждый день наблюдается».

Бауржан Жумажанов, и.о. председателя Комитета рыбного хозяйства МСХ РК: «Это, конечно, в первую очередь ледоколы, которые зимой плавают по морю. Они продавливают лед и вместе с ним щенков. Обычно в феврале это происходит».

По правилам, капитан, заметив тюленя, должен обойти его минимум за километр. Но караваны судов идут по пробитому в толстом льду пути, и сделать крюк, огибая лежбище, практически невозможно. Никто не гарантирует и того, что животные, которые охотятся за рыбой в освобожденной ото льда воде, не попадут под винт огромного судна, передает ИА «Казах-Зерно».

«Ужесточить контроль за нефтяными компаниями - это необходимо. Это, во-первых, пути судоходства. После проведения исследований в нормативно-правовые акты должны включить, что круглый год запрещается на определенных координатах плавать», - заключил Бауржан Жумажанов.

Решается также вопрос об укреплении материальной базы инспекторов рыбоохраны. На вооружении у них появятся суда на воздушной подушке. Они позволят круглый год вести мониторинг за тюленями, число которых за последние годы сократилось более чем в 3 раза. Более действенной станет и борьба с браконьерами, в чьи сети, выставленные в море, часто попадают тюлени.