Доктор Комаровский прокомментировал реакцию на прививки от кори в Казахстане

Информация о том, каковы всё-таки причины массового "поствакцинального синдрома" после прививок от кори, внутри Казахстана удивительно скудна, учитывая исключительность и социальную значимость ситуации. "Радиоточка" решила узнать мнение на этот счёт стороннего, но авторитетного специалиста. Информация о том, каковы всё-таки причины массового "поствакцинального синдрома" после прививок от кори, внутри Казахстана удивительно скудна, учитывая исключительность и социальную значимость ситуации. "Радиоточка" решила узнать мнение на этот счёт стороннего, но авторитетного специалиста.

Так, редакция обратилась к известному на всём постсоветском пространстве и уважаемому многими мамами педиатру из Украины – доктору Комаровскому. Евгений Олегович – детский врач, много лет проработавший "на участке" в поликлинике. Затем защитил кандидатскую диссертацию, стал писать о детском здоровье для родителей простым и понятным языком. Вышло уже пять его книг, в которых он призывает мам и пап руководствоваться в воспитании, прежде всего, здравым смыслом. Кроме того, он ведёт передачу "Школа доктора Комаровского" на харьковском телевидении, имеет собственную клинику.

- Можно ли считать такую реакцию после прививок осложнениями?

- Совершенно очевидно, что стандартная практика вакцинации от кори имеет на порядок меньший процент осложнений. И объяснить все описанное исключительно поствакцинальным синдромом никак не получится. Опять-таки надо понимать, что реакции на коревую прививку возникают в совершенно конкретные сроки. Они в принципе не возникают непосредственно после прививки. Могу утверждать: описанное вами в обычную картину осложнений после вакцинации никак не укладывается.

- После произошедшего главный санитарный врач Казахстана назначает проверку. В процессе выясняется, что вакцина индийская - хорошего качества, по словам медиков, одобренная ВОЗ, - нарушений при транспортировке, хранении и введении комиссией не обнаружено. Больше подробностей прессе не сообщают. Единственное объяснение, к которому пришли наши специалисты, это не вакцина "плохая", это не осложнения, а единичные случаи реакции именно у подростков на фоне имеющихся заболеваний и с учётом психоэмоционального состояния в их возрасте… Складывается ощущение, что истинные причины скрываются?

- Глубоко убежден, что в данной ситуации корень всех причин надо искать не в специфических казахстанских врачах или специфических казахстанских детях, а в специфических свойствах конкретного вакцинального препарата.

- В период массовых реакций произошёл трагический случай. В Шымкенте 15-летней школьнице сделали эту прививку от кори. У девочки остановилось сердце. Комиссия, проводившая проверку, пояснила, что девочка поступила сразу после введения вакцины - с температурой, кашлем, насморком, дрожью в мышцах. Врачи идентифицировали это как молниеносную форму менингита. И утверждают, что болезнь и прививка между собой не связаны, что это совпадение. Случается ли такое?

- Что же касается смерти ребенка от менингококковой инфекции, то должен сказать, что данная патология имеет весьма специфичную патологоанатомическую картину, то есть на вскрытии диагноз однозначно очевиден. Любая экспертная комиссия должна это либо подтвердить, либо опровергнуть. Очень быстрая смерть ребенка от менингококковой инфекции - это, к сожалению, нередкое явление. Но я, тем не менее, не могу понять, что надо добавить в вакцину от кори, чтобы у ребенка произошла остановка сердца.

Исходя из вашего письма, я все-таки думаю, что огромное количество реакций на вакцинацию и смерть ребенка - это все же разные, не связанные между собой явления, но каждое из них нуждается в тщательном изучении.

- Стоит ли продолжать прививать этой вакциной?

- Прививать данной вакциной без предварительного изучения и привлечения международных экспертов однозначно не стоит. По крайней мере, я бы близких мне людей не прививал. Удачи вам и здоровья!

В направленном доктору Комаровскому письме редакция подробно изложила хронологию событий. В феврале 2015 года в Казахстане начинают вакцинацию и ревакцинацию от кори, и в нескольких регионах происходит следующее.

В городе Жанаозене 34 подростка (от 15 до 19 лет) сразу после прививки госпитализируются, пятеро - в реанимацию – с похожими состояниями: головокружение, тошнота, у некоторых - потеря сознания, повышение температуры. Через пару дней симптомы проходят, их отпускают домой.

В Темиртау студентам колледжа вводят вакцину, в течение часа у 18 из них повышается температура, случаются обмороки, головокружения. Их также направляют в больницу, потом отпускают.

Аналогичные случаи происходят в Таразе.

Казахстанские медики называют это "поствакцинальным синдромом", назначают проверку. Процесс приостанавливают до 2 марта.

Вопреки запрету главного санитарного врача, в Костанае прививают студентов. У одной из них, 18-летней девушки, возникает реакция: сыпь, тошнота, головокружение. С этими проявлениями она едет домой, в отдаленную деревню. Там впадает в кому, ее госпитализируют, через несколько дней она приходит в норму.

А незадолго до этого в Южном Казахстане после прививки от кори умирает 15-летняя школьница. У девочки остановилось сердце. Зарина Оспанова, заместитель главного врача инфекционной больницы Шымкента рассказала журналистам КТК, что "при поступлении у девочки была температура субфебрильная, катаральные явления, и у нее было дрожание в мышцах. Учитывая, что накануне в четверг она получила прививку, возможно, совпадение".

Спецкомиссия из столичных врачей и эпидемиологов настаивает, что смерть девочки не связана с вакцинацией. Прививка просто совпала с молниеносной формой менингита, объяснила директор одного из департаментов Минздрава Гульнара Кулкаева: "При обращении в "скорую" уже имелись геморрагические высыпания, характерные для менингококковой инфекции. Молниеносное течение, когда ничего нельзя было сделать. Будут обследованы все контактные, и все необходимые профилактические меры будут приняты".

1 апреля вернулась из Мангыстау, где в течение 10 дней оказывала психологическую помощь детям, которые пострадали после прививок, и их родственникам, врач-психотерапевт Жибек Жолдасова. В интервью "Радиоточке" она рассказала, что осмотрела почти 60 подростков и поговорила с 20 семьями. Пришла к выводу, что у них после вакцинации – массовый невроз и паника.

Марина Михтаева