Казахстан призвали снизить ЭТП на нефть

За последние полтора года цена нефти марки Brent упала на 60%. По всему миру нефтяники сокращают производства и откладывают капитальные проекты. Казахстанские компании работают в тех же неблагоприятных условиях, однако, и внутри страны сталкиваются с рядом негативных тенденций. Например, ЭТП сегодня составляет $60 за тонну. Ровно столько же, сколько и в 2013 году, когда Brent торговался по $109 за баррель притом, что сейчас стоит меньше $50. По информации участников рынка, в действующих экспортных контрактах доля ЭТП доходит до 40% от нетбэка недропользователей. За последние полтора года цена нефти марки Brent упала на 60%. По всему миру нефтяники сокращают производства и откладывают капитальные проекты. Казахстанские компании работают в тех же неблагоприятных условиях, однако, и внутри страны сталкиваются с рядом негативных тенденций. Например, ЭТП сегодня составляет $60 за тонну. Ровно столько же, сколько и в 2013 году, когда Brent торговался по $109 за баррель притом, что сейчас стоит меньше $50. По информации участников рынка, в действующих экспортных контрактах доля ЭТП доходит до 40% от нетбэка недропользователей.

«Нефтяникам сегодня приходится туго ввиду сложившегося уровня цен на мировом рынке, – отмечает главный научный сотрудник Института экономики МОН РК Олег Егоров. – В такой период каждая страна, добывающая приличное количество углеводородов, старается немного снизить обороты и поддержать компании. Экспортная же пошлина всегда привязана к мировой цене на нефть. Цена возрастает, растет ЭТП. Цена падает, ЭТП приводят в соответствие. А у нас получается, что мы ориентируемся на Россию, хотя там совсем иные исчисления этого показателя. Ставка экспортной пошлины на нефть в Казахстане должна быть понижена».

Однако на высокой ЭТП проблемы отечественных недропользователей не заканчиваются. Рынок переработки сегодня почти невыгоден, учитывая недавнее повышение тарифов НПЗ и планируемое увеличение акциза на бензин и дизтопливо. Ставка ЭТП на темные нефтепродукты также не способствует улучшению ситуации с доходами нефтяников от реализации нефти поставщикам на переработку – ЭТП сводит нетбэк к минимуму. «В свое время правительством был наложен запрет на вывоз ряда нефтепродуктов, но каким-то образом продукция все равно уходила на экспорт. Как барьер была установлена экспортная пошлина. Однако у нас иногда, видимо, забывают, что положение вещей должно меняться», – комментирует Олег Егоров.

Остается только прибавить к общей картине запрет на экспорт светлых нефтепродуктов, в том числе на невостребованное на протяжении большего времени года дизтоплива, и 10%-е повышение тарифа на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам с 1 октября 2015 года (рост будет ежегодным до 2019-го).

В таких условиях недропользователям было бы выгодно снизить добычу, однако масштабно этого не происходит. Более того, на фоне мировых сокращений работников, компании сохраняют штат. Конечно, нефтегазовый сектор – бюджетоообразующую отрасль, но ведь сегодняшняя нагрузка может стать недропользователям не под силу.