Имамы должны пересмотреть отношение к кредитам как к греху — религиовед

Кредиты — это грех, харам. Так говорят многие имамы, опираясь на традиции ислама. Однако жизнь не стоит на месте, и религиоведы призывают духовенство пересмотреть эту позицию. Кредиты — это грех, харам. Так говорят многие имамы, опираясь на традиции ислама. Однако жизнь не стоит на месте, и религиоведы призывают духовенство пересмотреть эту позицию.

Сегодня из 9,6 миллионов взрослого населения страны 7,3 миллионов человек являются заемщиками у банков второго уровня, из них 1,1 миллион заемщиков имеют просрочку более трех месяцев. Теперь руководители банков намерены взыскивать просроченную должность при помощи коллекторской службы. И хотя сегодня для большинства населения страны кредиты – это жизненная необходимость, священнослужители, имамы безоговорочно придерживаются позиции, что получение займов — грех.

Однако мало кто из правоверных мусульман прислушивается к их увещеваниям и отказывается от кредитов.

По словам известного религиоведа Досая Кенжетая, брать банковские кредиты — харам. Однако он придерживается мнения, что при нынешнем уровне жизни невозможно прожить без займов.

– Жизненная необходимость вынуждает людей брать кредиты, другого выхода просто нет. Жить в обществе и не испытывать на себе его проблем невозможно. Именно эти трудности не позволяют правоверным мусульманам жить по канонам ислама, ведь для их соблюдения нужны определенные условия, а там, где их нет, увещевания «не брать деньги в долг под проценты» воздействия не возымеют.

Согласно главному принципу Имама агзам Абу Ханифы, для выполнения каких-то действий необходимы определенные условия. Действия, совершенные в разных условиях, имеют разные приговоры. Условия – главный показатель. Поэтому понятие «получение кредитов – харам» нужно рассматривать, исходя из условий и времени, – говорит Досай Кенжетай.

По словам религиоведа, в некоторых случаях шариат предписывает есть мясо павшего скота. Поэтому он считает, что нельзя однозначно заявлять, что «получение кредитов — харам». Ведь нужда и отсутствие условий в некоторых случаях позволяют пересмотреть этот приговор.

– Так, некоторые люди берут банковские займы на покупку земли для строительства дома. А если бы не брали кредиты, не покупали земельные участки и не строили дома, то всю жизнь мыкались бы по съемным квартирам.

Банковский кредит берешь и погашаешь сам, а если будешь твердо придерживаться канонов ислама и не брать займы, будешь всю жизнь платить кому-то проценты за наем жилья. Поэтому имамы должны посмотреть на это с другой точки зрения.

В таких мусульманских странах, как Турция, Иран налажена современная банковская система. Однако в некоторых странах до сих пор не могут отказаться от закостенелых канонов ислама. Поэтому нужно тщательно изучать условия кредитования. Прежде всего нужно исходить из потребностей людей и общества, банковская система должна приспосабливаться под их нужды, – считает религиовед.

Действительно, священнослужители проблему кредитования населения должны рассматривать с точки зрения сегодняшнего дня — 7,3 миллионов соотечественников живут за счет кредитов. А проблема 1,1 миллиона заемщиков, допустивших просрочки, — тема для отдельного разговора.

Тем не менее, людям, наверное, нужно рассчитывать свои возможности, чтобы потом не оказалось, что «не по Сеньке шапка».