Нацгвардия Казахстана будет ждать самолета от Украины только до конца года

Казахстан и Украину, возможно, ждёт новое международное судебное разбирательство. Как сообщили корреспондентам КТК информированные источники в силовых структурах, Национальная гвардия республики будет ждать обещанного украинцами самолёта лишь до конца этого года. Затем предприятию-изготовителю предъявят официальные претензии и потребуют выплатить штраф. Казахстан и Украину, возможно, ждёт новое международное судебное разбирательство. Как сообщили корреспондентам КТК информированные источники в силовых структурах, Национальная гвардия республики будет ждать обещанного украинцами самолёта лишь до конца этого года. Затем предприятию-изготовителю предъявят официальные претензии и потребуют выплатить штраф.

Напомню, казахстанские гвардейцы несколько лет назад заказали у Харьковского авиазавода транспортник Ан-74, за борт даже внесли предоплату - около пятнадцати миллионов долларов. И вот теперь, спустя год после указанных в договоре сроков, Министерство внутренних дел страны не может ни получить самолёт (его так и не построили), ни вернуть деньги.

Вместо того чтобы пользоваться новеньким Ан-74, выписывать накладные на керосин и вести учёт часов налёта, юристы и финансисты Национальной гвардии вот уже несколько месяцев подряд ходят в правительство с толстыми папками - в них вся переписка с Харьковским авиационным заводом, некогда крупнейшим и самым успешным профильным предприятием Восточной Европы. Дело в том, что ещё до известных политических катаклизмов в Киеве, казахстанские спецслужбы заказали на Украине два транспортных самолёта - давно и хорошо себя зарекомендовавших Ан-74.

Руслан Жаксылыков, главнокомандующий Национальной гвардией РК, съемка 26.04.2013 г.:

- По тактико-техническим характеристикам, по качеству, по всему это самый надёжный тип самолёта, причём его цена гораздо ниже, чем у аналогов.

Украинские авиаторы немедленно взялись выполнять заказ, который сулил им немалую прибыль. Первый транспортник специалисты харьковского завода построили в кратчайшие сроки, а директор предприятия даже лично прибыл в Астану показывать, как летает новенький борт.

Анатолий Мялица, генеральный директор Харьковского авиазавода, съемка 26.04.2013 г.:

- Мы готовы, если нужно будет, оказать всё содействие для того, чтобы авиационная отрасль была и в Казахстане.

Но затем на Украине случился кровавый переворот, он же «революция достоинства», и достойно завершить сделку с официальной Астаной харьковский завод не сумел. Оказалось, что часть критически важных комплектующих для украинских самолётов делают в России, а сотрудничать с российскими компаниями президент Пётр Порошенко украинцам категорически запретил. В Харькове назвали это форс-мажором и признали, что в оговоренные сроки Казахстан заказанный Ан-74 не получит.

Алмаз Садубаев, официальный представитель МВД РК:

- Воинская часть заключила дополнительное соглашение с Харьковским авиазаводом о продлении сроков поставки самолёта. В случае неисполнения договорных обязательств будет подано исковое заявление в суд с выставлением штрафных санкций.

Опыт судебной тяжбы с Харьковским авиазаводом у казахстанской Нацгвардии уже есть. Минувшей весной юристы ведомства просили признать предприятие недобросовестным участником государственных закупок. Однако суд, тоже харьковский, этот иск отклонил. Авиаторы твёрдо пообещали, что до конца 2016 года во что бы то ни стало завершат постройку самолёта - якобы осталось не больше пятнадцати процентов. Казахстан согласился подождать.

После событий на Майдане и начала гражданской войны в чрезвычайно сложном положении оказались все предприятия украинского военно-промышленного комплекса. Подавляющая их часть всю свою историю тесно сотрудничала с Россией, и без такого сотрудничества заводы оказались попросту недееспособными. Среди пострадавших клиентов не только Казахстан. Ещё и Таиланд, Ирак, а также Индия. Впрочем, в Астане выводы из всей этой истории уже сделали. К примеру, Пограничная служба Комитета нацбезопасности заказала себе лайнер не в Харькове, а в компании «Гражданские самолёты Сухого».