В рассекреченном архиве ЦРУ нашли свыше 6000 материалов о Казахстане
Некоторые выдержки из более чем 6100 материалов архива, касающихся Казахстана, опубликовало МИА "Казинформ".
Абсолютное большинство из них – это переводы научных рефератов советских ученых, трудов Казахской государственной архитектурно-строительной академии, Казахского государственного университета им. Кирова, специализированных институтов КазССР в сферах сельского хозяйства и энергетики. Особое внимание уделялось жизни Академии наук Казахской ССР: отслеживались кадровые перестановки, симпозиумы и публикации.
Приводятся также сообщения о жизни, нравах и обычаях казахов в Синьцзяне, а также заметки о том, как казахи достигли Тибета.
Например, в одном из донесений о жизни синьцзянских казахов указывается, что казахи очень просты в общении, учтивы, великодушны и гостеприимны, очень чистоплотны в быту.
Среди их негативных качеств названы лень и бравирование молодёжи, демонстрация парнями своего мужества. Там же сообщается, что рацион кочевников на 50% состоит из молока, 40% – мяса и 10% – круп.
Материалы архива ЦРУ требуют критичного подхода, говорится в обзоре "Казинформ", и к ним нельзя относиться как к истине в последней инстанции. К примеру, в августе 1956 года в секретном донесении сообщалось, что полигамия – обычная и законная практика среди казахов в КазССР.
Некоторые наблюдения американцев скорее отражают атмосферу холодной войны, нежели реалии того времени.
Так, например, в августе 1954 года в одном из сообщений, судя по тексту, американского консула в Алма-Ате, рассказывается о межэтнических отношениях в КазССР, что представляется неправдоподобным.
"В основном в Казахстане есть две группы китайцев. Первая группа давно проживает здесь, многие из них переженились с казахами. К ним казахи относятся лояльно. Во вторую группу входят китайцы, депортированные Советами из Дальнего Востока и которые должны были быть направлены в Синьцзян. Но по прибытию в Алма-Ату им было отказано в выездных визах, и они остались работать в качестве дешёвой рабочей силы для Советов. Отношение местного населения к ним было как к чужакам, но в целом лучше, чем к русским и другим западноевропейским этносам. В ходе Второй мировой войны многие казахи узнали об американских идеях. Многие, с кем я разговаривал, были впечатлены, что после войны они смогут иметь частные компании, фермы, получать прибыль от индивидуального труда", – писал американец.