О бесплатной стоянке и национальной идее

О том, почему в аэропорту Актау делают деньги из воздуха, рассуждает шеф-редактор Лады Алена Логинова О том, почему в аэропорту Актау делают деньги из воздуха, рассуждает шеф-редактор газеты "Лада" Алена Логинова

Прочитала на нашем сайте о введении новой системы оплаты за стоянку в аэропорту. Директор аэропорта Актау заявил: "Мы приобрели новую турецкую программу, по которой будет считаться время парковки. Нахождение автомобиля на территории аэропорта после 15 бесплатных минут стоит 200 тенге - до одного часа, время свыше этого, считается по тарифу". Ну и ладно, подумала я, от 200 тенге не обеднеем, да и летаем мы с мужем нечасто.

Одно зацепило — 15 минут бесплатно. Представила: привез меня супруг в аэропорт, быстро-быстро выгрузил из машины. Никаких тебе: "До свиданья, дорогая", никаких поцелуев на прощанье... Счетчик тикает. Так и не поняла логики аэропортовского начальства — почему 15 минут, а не 10 или 20? Кто-то с секундомером высчитывал, сколько времени надо, чтобы заехать, высадить или принять пассажиров и уехать?

А тут как раз выдалась возможность опробовать новую систему. Пригласили в Алматы на конференцию. Когда подъезжали к шлагбауму у въезда в аэропорт, увидела очередь, машин шесть-семь. Чтобы проехать, ждали около 10 минут. Так и не поняла, почему. Всего и делов-то: нажать на кнопку, получить талончик, где указано время въезда. Сразу возник вопрос: если на въезд потратили 10 минут, то сколько нужно времени на выезд? Можно ли уложиться в пресловутые 15 минут?

Попросила мужа, чтобы он, когда будет меня встречать, не заезжал в аэропорт до моего звонка. Супруг сначала упирался: "Что тебе 200 тенге жалко?" Да нет, не жалко, просто любопытно, что произойдет. Убедила, что для чистоты эксперимента надо заехать тогда, когда я уже с сумкой буду ждать на автостоянке.

Так и сделали. Через три дня я прилетела, получила багаж, вышла и позвонила. Муж получил квиточек (на талоне стояло время въезда - 00.43). На то, чтобы сесть в машину у меня ушло две минуты. А на выезде мы увидели очередь, двигалась она медленно. Там два шлагбаума, соответственно машины стояли в два ряда. У каждого шлагбаума служитель. Он берет талончик, вставляет его в автомат, который считывает время прибывания в аэропорту. Потом служитель берет у водителя деньги и пробивает чек, а еще сдачу сдает. На каждую машину уходит минимум три минуты.

Когда мы подъехали к шлагбауму было уже 01.02. Автомат показал, что мы превысили 15-минутный лимит на 4 минуты. Нам было сказано: "С вас 200 тенге". На вопрос, почему мы должны платить за то, что стояли в очереди из-за нерасторопности работников аэропорта, нам ответили: "Система не поднимет шлагбаум, пока не заплатите, она так запрограммирована".

Мы, конечно, заплатили, деньги небольшие, я не расстроилась. Мой эксперимент удался, я доказала, что 15 минут бесплатной стоянки — это фикция, воздух. Оно и понятно, слово "аэропорт" переводится как "воздушный порт", вот его руководство и делает деньги из воздуха. А теперь самое время перейти к национальной идее.

Поиском ее в наше время только ленивый не занимается. Вариантов множество, единой — нет. А пока философы, социологи и политики ломают копья, народ — равно и верхи, и низы давно уже национальную идею сформулировали: "Делать деньги из всего". Зарабатывают на откатах, на поборах, на воздухе...

Вы скажете: "Каждый зарабатывает, как может. Неприлично считать чужие деньги... Если ты такой умный, почему такой бедный". Я, хоть и гуманитарий, хорошо помню закон сохранения энергии. Считаю, что формулу: если где-то прибыло, то где-то обязательно убыло, можно применять и в повседневной жизни.

Вернемся в аэропорт. Вот стали они зарабатывать на 15 минутах, по сути — на времени. Но ведь время — деньги. И они не из воздуха, а из наших с вами карманов. В разрезе моей семьи заплатить 200 тенге за въезд — некритично. А таксисты? Раньше они платили за въезд 100 тенге и могли находиться в аэропорту сколько угодно. Сейчас платят 200 за час. Значит стоимость проезда до аэропорта неизбежно возрастет. Значит платить будут те, кто едет в аэропорт на такси.

А люди, которые по роду работы несколько раз в неделю приезжают туда на своем транспорте? Их 15 минут не спасут. Между тем бесплатная стоянка в аэропорту не выдерживает никакой критики: асфальта нет, охраны нет, освещения нет.

Альтернативы нет! Быть может, нужно было сначала протестировать новую систему. Сесть в машину и попробовать за 15 минут выехать из аэропорта. И сделать это надо было в момент прибытия пассажиров московских, стамбульских, алматинских рейсов. И только тогда устанавливать лимит бесплатного времени. Или, как вариант, увеличивать количество выездов.

А пока можно констатировать одно: бесплатной парковки в аэропорту Актау нет! Гоните денежку, господа!