В Мангистау созданы два объединения для защиты прав потребителей

В Актау работают две организации, которые стоят на защите прав потребителей.
Первая - департамент по защите прав потребителей Мангистауской области. Это бывший департамент госсанэпиднадзора. Он был переименован и расширил спектр своей деятельности. Вторая - общественное объединение «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей». В Актау работают две организации, которые стоят на защите прав потребителей.
Первая - департамент по защите прав потребителей Мангистауской области. Это бывший департамент госсанэпиднадзора. Он был переименован и расширил спектр своей деятельности. Вторая - общественное объединение «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей».

Читатели "Лады" неоднократно просили разъяснить, в какую из двух организаций и при каких условиях надо обращаться за помощью, если были нарушены права потребителя. За разъяснениями мы обратились и в департамент, и в общественное объединение.

Департамент по защите прав потребителей Мангистауской области - контролирующий государственный орган. Он по-прежнему проводит контроль за распространением инфекционных, групповых, профессиональных заболеваний. Осуществляет надзор за соблюдением санитарно-гигиенических требований. Кроме того, добавились функции защиты прав потребителей по широкому спектру проблем: качеству коммунальных услуг, продуктов питания, товаров народного потребления. Департамент будет контролировать соответствие стандартам и сертификации всех товаров, реализуемых на территории Мангистау.

Основные функции департамента:
- мониторинг инфекционных заболеваний;
- санитарный надзор над объектами первой категории риска, это объекты общепита, детского питания, больницы;
- защита прав потребителей.


Как рассказала Марал Кадыр, руководитель департамента по защите прав потребителей, в Актау, Жанаозене и в районах Мангистауской области сегодня уже открыты отделы по защите прав потребителей.

- За короткий период работы департамента у нас уже было зарегистрировано 87 жалоб со стороны жителей Актау. До сегодняшнего дня все обращения были разрешены в досудебном порядке, - сказала Марал Кадыр.

Сейчас из-за моратория сотрудники департамента не могут выезжать на место, чтобы делать лабораторные анализы. Но разработан алгоритм действий. В первую очередь житель Актау должен обратиться с письменной жалобой в управление по защите прав потребителей. Его заявление рассмотрят в течение трех рабочих дней. Консультации сотрудники департамента и управления по защите прав потребителей проводят на бесплатной основе.
Также в Актау функционирует телефон доверия департамента по защите прав потребителей 50- 56- 66 и по области 50 – 69 – 96. Кроме того, всю необходимую информацию потребители смогут найти на сайте департамента - mangystau-dzzp.gov.kz.

Вторая организация - общественное объединение по защите прав потребителей. Основная функция общества - защита прав физических и юридических лиц в суде и помощь в досудебных делах. Также они дают консультации — как купить товары надлежащего качества, безопасные для жизни и здоровья. Кроме того, помогают собрать информацию о товаре и его изготовителе.

- Основная цель нашего общества - научить потребителя восстанавливать его нарушенное право. А узнаем мы о том, нарушено его право или нет, только тогда, когда его проконсультируем и поймем его проблему. Если право потребителя действительно нарушено, мы ему рассказываем, как его восстановить. Не каждый потребитель знает, что у него есть прямые права и обязанности, обусловленные гражданским кодексом, а не законом «О защите прав потребителей».
Потребитель должен уметь предъявлять претензии, что не многие умеют делать. Существует порядок предъявления претензий и порядок разрешения претензий. Мы готовы помочь всем, кто к нам обратится за консультацией. С помощью своих сотрудников - профессиональных юристов - мы оказываем услуги по составлению претензий, исковых заявлений, осуществляем представительство в судах, - рассказала президент общественного объединения "Мангистауское областное общество по защите прав потребителей" Никар Рафикова.


Общество по защите прав потребителей оказывает как платные консультации (1000 тенге), так и бесплатные - в рамках государственных программ.

- У нас нет полномочий проверять субъекты торговли. Но в отличие от государственных органов мы предоставляем юридические услуги. Размеры оплаты данных услуг размещены у нас на сайте zashitaprav.kz. И, как правило, когда потребитель предъявляет грамотную претензию, с этим потребителем считаются, и претензию удовлетворяют. В среднем к нам обращаются по 40 человек в месяц, - отметила Никар Рафикова.

Также общество оказывает консультативную помощь населению по телефону 8 7010333200 либо 33-32-00.