Испорченные продукты питания на прилавках Актау скорее норма, чем нонсенс

Активная гражданская позиция — первый шаг на пути к добропорядочности продавцов, - считает Никар Рафикова, председатель общества защиты прав потребителя Айгуль Имашева (имя изменено), устав после долгого трудового дня, решила не утруждать себя приготовлением пищи для себя и двоих своих малолетних детей, а приобрести уже готовые бризоль и салаты в супермаркете торгового центра «Астана». Купленные яства не вызывали никаких опасений — запах свежий, на вид аппетитны.
После ужина всем членам семьи стало плохо и у всех наблюдались идентичные симптомы - боль в животе, рвота, жидкий стул, повышенная температура, слабость. Женщина и дети были госпитализированы с диагнозом - пищевая токсикоинфекция.

- Инцидент был в апреле. Это первый подобный случай в этом году, - рассказывает Несып Тлеуова, - главный специалист санитарного отдела Госсанэпидемнадзора, - После госпитализации семьи мы получили извещение из больницы и проверили объект, на котором была куплена еда. Взяли на переконтроль салат, смывы, обследовали воду и персонал. Во всех анализах были обнаружены бактерии кишечной палочки. Все изделия были изъяты, а на владельца наложен штраф. Все материалы сейчас направлены в суд.

Как правило, продавцы общепита заведомо знают о том, что продукт, который они реализуют не первой свежести. Но сверхзадача хорошего продавца "сбагрить" испорченную еду невнимательному покупателю, ведь выбрасывать товар накладно. Тем же приемом пользуются и персонал кафе.

Евгений с семьей пришел в одно из кафе на набережной в 7 микрорайоне покушать шашлыка из свинины, а вместо приятного обеда получил «шашлык для свиней».

- Когда принесли тарелки с готовым мясом, мы сразу обратили внимание на то, что в каждой тарелке 1-2 куска разительно отличались по цвету от остальных. Причем запах у этих кусков был отвратительным, тухлый смрад не перебивало даже количество уксуса и приправ. Уверен, что повар, намеренно подложил в каждую тарелку испорченное мясо, в надежде, что мы не заметим. Может быть, такой прием использовался здесь не раз. Допустим, подвыпившая компания, могла бы съесть это и не заметить, - говорит Евгений.

Мужчина вернул шашлык администрации кафе, отказавшись оплатить счет. Но, чтобы избежать повторения подобных случаев необходимо не просто вернуть такую еду на кухню, но и наказать владельца кафе.

Председатель «Мангистауского общества защиты прав потребителя» Никар Рафикова, уверена, что только активная гражданская позиция заставит местных предпринимателей и владельцев объектов питания соблюдать нормы.

- В данном случае мужчине надо было взять испорченное мясо, чек заведения и сдать все это на проверку в СЭС. В таком случае владельцы этого заведения понесли бы реальное наказание. Зачастую горожанам просто лень тратить на это свое время, чем наши предприниматели и пользуются. Недавно к нам пришла женщина, которая купила в магазине сметану. Уже открыв продукт дома, обратила внимание на консистенцию. Как рассказала покупательница, она слышала, что недобросовестные производители добавляют в сметану крахмал, и решила проверить. Капнула на сметану каплю йода, после чего продукт окрасился в синий цвет, что свидетельствовало о наличии в нем крахмала, которого, к слову, по ГОСТу в нем быть не должно. Женщина принесла эту сметану нам. Мы посоветовали ей передать заявления в соответствующие инстанции, для того чтобы продукция была исследована специалистами в лабораторных условиях. Поэтому я считаю, что если все наши граждане будут проявлять подобную активную гражданскую позицию, таких случаев станет гораздо меньше. Более того все выявленные случаи несоблюдения норм должны быть достоянием общественности. В наших силах сделать сервис лучше, главное не быть равнодушными к тому, что нас пытаются обмануть, ставя на кон наше же здоровье, - говорит Никар Рафикова.

Все объекты, связанные с пищевой продукцией делятся на три группы, которыми определяется кратность проверок. К первой группе относятся детские лагеря, они проверяться один раз в месяц. Вторая группа - объекты общественного питания, пищевой промышленности, торговые точки — проверяются 1 раз в квартал. Третья группа — мелкие торговые точки. Они проверяются 1 раз в год. Из чего следует, что большую часть времени все эти объекты остаются бесконтрольными, а следовательно уповать на сознательность и добросовестность сотрудников этих объектов себе дороже. На прошедшем недавно заседание ГСЭН по вопросам санитарно-эпедимического состояния, Бекмурат Утесинов, директор областного Департамента Госсанэпидемнадзора, отметил что, даже не смотря на то, что все объекты получают извещения о грядущей проверке, на местах выявляется масса нарушений, в том числе и санитарных норм.

Для того, чтобы не стать жертвой отравления председатель общества прав потребителя советует внимательно смотреть на срок годности и не покупать продуктов питания, в которых вы не уверенны.

- Воздержитесь от покупки товара, если дата изготовления и срок годности затерты, нарушена упаковка, настораживает цвет. Не стесняйтесь просить у продавцов сертификаты соответствия товара. Потребитель должен быть вдвойне внимательным, - говорит Никар Рафикова.

В преддверии летнего периода Несып Тлеуова советует горожанам не покупать фрукты и овощи, которые реализуются с земли. Внимательно относиться к бахчевым культурам. Особенно к арбузам.

Отравления арбузами происходит из-за того, что покупатель просит надрезать ягоду, чтобы проверить спелость. Так с грязным ножом внутрь приникают бактерии, которые и вызывают отравления. Также горожанам необходимо быть внимательными при покупке мяса, мясных и молочных продуктов, яиц на рынках.

Фото Ольги Ярославской из архива "Лады"