В результате очень жаркой погоды в августе аварийные отключения в жилых домах города происходили около 30 раз

Никто из жителей Актау не ожидал, что лето будет прохладным, так же, как никто не строил иллюзий по поводу бесперебойной подачи электроэнергии. Еще в начале июня главный инженер АУЭС Василий Галкин говорил, что отключения есть и будут, вопрос состоит лишь в том, насколько быстро аварийные службы восстановят подачу электроэнергии. Никто из жителей Актау не ожидал, что лето будет прохладным, так же, как никто не строил иллюзий по поводу бесперебойной подачи электроэнергии. Еще в начале июня главный инженер АУЭС Василий Галкин говорил, что отключения есть и будут, вопрос состоит лишь в том, насколько быстро аварийные службы восстановят подачу электроэнергии.

Надо отметить, что жаркое лето 2012 года принесло гораздо меньше неприятностей с отключениями света, чем более прохладное лето 2009 года. Все это благодаря тому, что за этот промежуток времени АУЭС сделали многое. Заменены десятки километров кабелей, установлены новые и дополнительные подстанции. Однако скандалы, связанные со светом, возникают, и причины тут разные.

В трех случаях повреждения на линиях были связаны с тем, что предприятия, ведущие земляные работы, повредили кабели. В остальных случаях - перегрузки. Как отметил Василий Галкин, в летнее время нагрузки на сеть по городу составляли в среднем 60 мегаватт, но с 13 по 18 августа показатель потребления электроэнергии вырос почти в два раза, а отсюда перенагрузка и выгорание кабелей.
Ситуация понятна, объяснима и ничего с этим не поделаешь, пока в городе с сетями не будет наведен полный порядок. Но были случаи, которые являются результатом недопонимания жителей домов и энергоснабжающих организаций.

Напомним жителям, что на сегодняшний день город обслуживает не только АУЭС, а еще три компании - ТОО «Каспий СТ», ТОО «АктауЭлектроКомСервис», ТОО «Актауэлектросервис». У каждой из этих компаний свой фронт работ и свои рамки ответственности.

О том, как жители 27 микрорайона, просидев сутки без света, взяли сотрудников АУЭС в заложники, мы писали в прошлом номере.

На этой недели сотрудники АУЭС нанесли ответный удар. Правда, по жильцам дома № 5 в 14 микрорайоне.

Все началось с того, что в домах 4 и 6 выгорел кабель. Самый простой, хотя и временный путь восстановления подачи электроэнергии — это подсоединение домов к соседнему пятому дому. Что и было сделано. Но простой путь привел к тому, что не выдержали предохранители в доме номер пять - они выгорели полностью и все. Теперь без света остались жители уже трех домов.
Сотрудники «Каспий энерго», которые обслуживают этот дом, предложили жителям скинуться на ремонт, поехали и купили новые предохранители. Примерно через 12 часов в пятом доме вновь появился свет. Но с утра снова погас… Как рассказал электрик «Каспий энерго» Николай Солоницын, в подвале появились электрики АУЭС, которые вновь попытались запитать 4 и 6 дома от пятого. Но повторную попытку сделать это пресекли жители пятого дома (кстати, это кондоминиум).

Тогда, по словам жителей этого дома и электрика «Каспий энерго», один из сотрудников АУЭС заявил: «Не пустите нас в ваш подвал, тоже будете сидеть без света». И действительно - несмотря на исправные сети, электроэнергия в доме пропала. Жители обратились к нам в газету.

Звонок дежурному смены в АУЭС ничего не прояснил. Дежурный вспомнил Великую отечественную войну, когда люди последней крошкой хлеба делились, а жители пятого дома не хотят киловаттами поделиться. «Они свой дом приватизировали, а не сети», - заявил дежурный АУЭС.

Впрочем, свет в пятом доме после этого появился. Но это скорее не наша заслуга, а дежурного прокурора, который был вызван к пятому дому, чтобы разобраться.

Делиться киловаттами с ближними, конечно, надо, но потом никто не делится деньгами, чтобы восстановить сгоревшее. Как это произошло в доме №3 четвертого микрорайона. Там в результате перенапряжения выгорел магистральный кабель и, так называемое, вводное распределительное устройство.

Данный дом обслуживает «АктауЭлектроКомСервис». Электрики этого предприятия в течение суток заменили магистральный кабель, но подключили его напрямую, без всяких распределительных устройств. У них просто его нет, а купить они его не в состоянии.

Как нам пояснила руководитель ТОО «АктауЭлектроКомСервис» Макпал Копбергенова, «Те 120 тенге, которые жители платят предприятию - это деньги за обслуживание, а не за замену электротехнического оборудования. Кабель мы заменили за свой счет, а щит жители должны купить за свои деньги, потому что сети принадлежат им».

Вот и разберись с этими электроснабжающими организациями. Если им выгодно, они говорят: «Сети ваши - вы платите!», а если невыгодно, то заявляют, что наши только обои на стенах, а сети вам никто приватизировать не давал

Замена щита обойдется жителям от 60 до 80 тысяч тенге.