За гибель людей и животных на дороге в первую очередь ответственность несет водитель

Животные на актауских улицах – не такое уж редкое явление. Бездомные кошки и собаки, оказавшись на проезжей части, чаще всего не могут причинить серьезного вреда автомобилю, но ведь животных жаль. А если оно крупное, то дело может закончиться трагедией и, в первую очередь, речь о жизни людей - водителей и пассажиров. Такие случаи, увы, не редки в области и тогда уже дело оказывается в суде. О том, какую ответственность и в каких случаях несут ответчики в беседе с корреспондентом «Лады» рассказала судья административного суда Актау Шолпан Маратовна Маликова. Животные на актауских улицах – не такое уж редкое явление. Бездомные кошки и собаки, оказавшись на проезжей части, чаще всего не могут причинить серьезного вреда автомобилю, но ведь животных жаль. А если оно крупное, то дело может закончиться трагедией и, в первую очередь, речь о жизни людей - водителей и пассажиров. Такие случаи, увы, не редки в области и тогда уже дело оказывается в суде. О том, какую ответственность и в каких случаях несут ответчики в беседе с корреспондентом «Лады» рассказала судья административного суда Актау Шолпан Маратовна Маликова.

Лошади и верблюды на дорогах представляют для водителя реальную опасность. Только в прошлом году произошло не менее 25 наездов на животных, в результате которых погибли как минимум пять человек. При этом погибли практически все животные.
Давайте вспомним статистику 2012 года: в июле на автодороге «Жетыбай-Актау» 23-летний водитель автомашины «ВАЗ-21074», видимо, не успел среагировать, когда на темной дороге появилась лошадь. Столкновения избежать не удалось. В результате наезда на животное автомашина перевернулась, на месте происшествия погиб пассажир «ВАЗа», отец водителя. Сам водитель получил травмы.
Осенью в дорожно-транспортном происшествии с наездом на верблюда погиб один и получили тяжелые травмы два человека. Дорожная авария произошла на 18-ом километре автотрассы Актау-Жетыбай. За рулем автомашины «Тойота Камри» находился 22-летний водитель. В результате этого ДТП от полученных травм на месте происшествия скончался 20-летний пассажир «Тойоты». 20-летняя девушка доставлена в больницу с закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением головного мозга и другими телесными повреждениями. Тяжелые травмы в ДТП также получил 20-летний парень, который был госпитализирован в нейрохирургическое отделение больницы. Еще один пассажир, 36-летний мужчина и водитель машины были доставлены в больницу и после оказания медицинской помощи смогли отправиться домой.
В августе в результате наезда на верблюда тяжелые травмы получили два человека - водитель и пассажирка автомашины «Тойота Камри». ДТП произошло в ночное время на трассе «Курык – Шетпе». 53-летний водитель «Тойоты» не успел среагировать, когда на дорогу вышел верблюд. В результате дорожной аварии водитель с открытой травмой головы и 53-летняя женщина-пассажир с телесными повреждениями и в травматическом шоке доставлены в больницу.
В середине ноября на автодороге Актау-Форт Шевченко произошло ДТП с наездом на лошадь, в котором пострадали три человека. 24-летний водитель автомашины «Фольксваген Гольф» не ожидал, что на дорогу выскочит лошадь. Сбив животное, водитель «Фольксвагена» потерял управление и выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с автомашиной «Ивеко» под управлением гражданина Турции.
В результате дорожной аварии водитель «Фольксвагена» и его 25-летний пассажир с тяжелыми травмами были госпитализированы в нейрохирургическое отделение областной больницы.

Скорость - враг водителя...

Отдельной статьи по наезду на животных закон не предусматривает. Между тем, по словам судьи Шолпан Маликовой, в первую очередь, ответственность несет водитель, наехавший на животное. Но вся проблема в том, что его разыскать едва представляется возможным. Никто из них еще не оставался на месте ДТП, чтобы дождаться сотрудников дорожной полиции и зафиксировать происшествие. Как пояснила Шолпан Маратовна, в случае если потерпевшим является человек, дело в суде рассматривается по статье 468 прим 1, которая предусматривает арест до 45 суток либо штраф в размере от двухсот до пятисот МРП и лишение прав управления транспортным средством сроком от одного до двух лет. Эта статья действует с 18 января 2011 года. Если же при ДТП погибает животное, то дело рассматривается как классическое дорожно-транспортное происшествие по статье 468. При наличии вины водитель привлекается к ответственности. Здесь как раз сложность в том, что нет потерпевших, то есть трудно разыскать владельца животного. А если он и находится, то это только полдела, поскольку еще следует доказать вину водителя, сбившего животное.
Последний обязательно скажет, что двигался без превышения скоростного режима, что правил дорожного движения не нарушал. Для устранения этого вопроса составляется схема, проводится ряд экспертиз, которые показывают, с какой скоростью двигался водитель. И, как правило, эти данные показывают, что превышение скорости имело место во всех случаях наезда на животных.

- Водитель обязан соблюдать скоростной режим, если он придерживается этого Правила, то согласитесь, вряд ли собьет животное, по крайней мере, удар будет не сильным и не трагическим для людей. Так что скорость - это враг водителей. При возникновении препятствия, опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он должен прибегнуть к снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства или к безопасному для других участников движения объезду препятствия. Скорость автомобиля должна быть такова, чтобы водитель имел возможность постоянного контроля за движением, тем самым соблюдая требования правил.
Если такие факты имеют место при рассмотрении дела в суде, а также если ранее водитель был привлечен к административной ответственности за превышение скорости или же другие нарушения ПДД, и при этом он не признает вины, не собирается раскаиваться и соблюдать ПДД, то мы лишаем его водительских прав сроком на 9 месяцев, без штрафа. Либо ему назначается штраф в размере 10 МРП, - поясняет судья Шолпан Маликова. За прошлый, 2012 год она рассмотрела порядка сорока таких дел и среди них практически нет ни одного, где в водитель ехал бы с положенной скоростью.

Чтобы не было беды...
Советы дорожных полицейских: Во избежание наездов на животных необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:
- если дорогу перебежало одно животное, то есть большая вероятность, что за ним появится другое;
- не пытайтесь объехать животное с ходу, особенно, спереди, лучше притормозите и подождите, пока оно не освободит дорогу. Иногда полезно на короткое время выключить все световые огни;
- если животное появилось на дороге внезапно и избежать столкновения уже невозможно, то, начав торможение, крепко держите руль, чтобы автомобиль после столкновения не потерял управление.
И все-таки, нужно помнить о том, что животные – братья наши меньшие а, значит, их нужно беречь.

В ПДД РК существуют правила и для владельцев животных.

Водитель гужевой повозки (саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории или со второстепенной дороги в местах с ограниченной обзорностью должен вести животное под уздцы.
24.5. Животных по дороге следует перегонять, как правило, в светлое время суток. Погонщики должны направлять животных как можно ближе к правому краю дороги.
24.6. При прогоне группы животных по дороге или через нее в темное время суток и в условиях недостаточной видимости погонщики должны подавать сигналы для предупреждения водителей о нахождении животных на дороге.
24.8. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам и владельцам вьючных, верховых животных и скота запрещается: - оставлять животных без надзора в случаях, не исключающих их появление на дорогах с твердым покрытием;
прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях); вести животных по дороге с асфальто- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей.

Между тем, в суде за прошедший год нет ни одного случая, чтобы дело рассматривалось в отношении владельцев животных, нарушивших вышеуказанные правила. Как говорят в суде, разыскать владельцев домашнего скота, блуждающего по дорогам, не представляется возможным.

Все в руках человека...
Поведение животных на дорогах непредсказуемо: спокойно бредущий вдоль дороги верблюд может внезапно броситься наперерез машине. Именно поэтому следует сбросить скорость. После обгона одного «корабля пустыни» расслабляться не стоит, они часто ходят группами, и впереди на дорогу может выйти еще несколько животных.
Взрослый верблюд весит до 800 кг и может разбежаться до 16 км/ч, неудивительно, что столкновение приводит к серьезным последствиям как для животного, так и для автомобилей. Нередко травмы получают водитель и пассажиры, четыре - пять ДТП в год заканчиваются трагически.
В случае столкновения с животным звонок в инстанции обязателен: раненое животное убьют из гуманных соображений. Лошади, сбитой автомобилем прошлым летом в районе ТЭЦ-2, не повезло. Несчастное животное несколько дней мучилось на обочине дороги, пока не испустило дух. Никому не было дело до этой лошадки. Ветеринар, которому дозвонились люди, видевшие сбитую лошадь, сказал, что лечить ее не имеет права без разрешения хозяина. По закону, наверное, правильно. Но по человечески можно было бы и помочь животному, хотя бы тем, чтобы позвонить в горакимат и сообщить об этом. Запишите себе этот телефон, учитывая ситуацию, он может пригодиться еще не раз: 336784, по нему вы можете связаться с сотрудниками ГУ «Актауский городской отдел сельского хозяйства и ветеринарии». Можно также набрать номера 526566, 526403 или 526263 - ГУ «Актауский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог».

Домашний скот не должен погибать в мучениях. В таких случаях его следует зарезать и раздать мясо жителям близлежащего поселка, - говорят служители мечети.