Испытание на прочность

Воспитанники актауской школы боевых искусств «Синь-Хо-Мэнь» в жестких условиях провели больше месяца в монастыре Чень Чжоу, расположенном в непроходимых Алтайских горах в Восточном Казахстане. Воспитанники актауской школы боевых искусств «Синь-Хо-Мэнь» в жестких условиях провели больше месяца в монастыре Чень Чжоу, расположенном в непроходимых Алтайских горах в Восточном Казахстане. О том, как юным спортсменам месяц жилось без интернета, мобильников и прочих атрибутов современной жизни, рассказывает Гульнара Мусалимова. Фото Александра Радунцева и Захара Рябова.



Путь до монастыря занимает пять дней. Сначала участники на поезде добираются до Алматы, затем с пересадкой до Усть-Каменогорска. Далее автобусом в предгорье к детскому базовому лагерю имени Зои Космодемьянской, в котором ребята проводят несколько дней. Здесь они утрамбовывают свои рюкзаки - и далее пешком до монастыря.



Все 18 километров ребята несут на себе рюкзаки, которые весят почти 30 килограмм. Самым маленьким и слабым помогают старшие ребята.



Путь лежит через реку, это одно из первых испытаний.



В лесу у реки команда разбивает лагерь и водружает флаг Казахстана. В 2014 году это уже 17-ая поездка в монастырь. Не юбилейная, но весьма значимая для всех участников похода.





Монастырь Чень Чжоу - это скорее условное название. По сути это палаточный лагерь, который разбивают здесь ребята.



Но его обитатели, также как монахи, живут здесь, отрешившись от мирской суеты. Кто-то даже уделяет время молитвам и медитации.



Чень Чжоу расположен в живописной местности под Усть-Каменогорском, среди высоких гор.



Взору открывается великолепная картина: густые леса, где живет множество разных зверей, звенящая речка, ограненная причудливыми камнями, ковер из изобилия цветов, звонкие птицы и яркие бабочки.



Природа в этих местах уникальная.



Учитель ребят Александр Радунцев показывает юным монахам, как подготавливать площадку для лагеря...



...И готовить еду.





Самый старший из ребят Захар Рябов. Для него это уже вторая поездка в монастырь.



Захар – состоявшийся спортсмен. Он не ищет легких путей, всегда выбирает сложные задачи. У него есть и тренерский талант. Он знает, как работать с детьми.
- Здесь, в монастыре, не сахар, и нужно понимать, что ребятам и, тем более маленьким, очень тяжело и морально, и физически. Без помощи и поддержки взрослых им не обойтись. Нужно подставить им плечо, поддержать в испытаниях, собственно, это одна из главных моих задач нахождения в монастыре, - говорит Захар Рябов.



Алишер Баратов в монастыре впервые. Юный «монах» умудрился дважды сломать одну руку. Было тяжело, но это ему не помешало разбивать камни и выполнять все задачи, стоявшие перед участниками похода.



- Знал, что будет тяжело, но желание испытать себя было сильным. И я не пожалел. Все тяжести - ерунда по сравнению с тем, что мы получили в монастыре, мы там закалились духом. И потом такая красота - речка, горы, воздух, - рассказывает Алишер Баратов.



Каждое утро после завтрака - отжимания в холодной бурлящей реке.







Среди упражнений - спуск с крутого склона.



Юным спортсменам нужно сползать





Перетаскивание камней - еще одно из заданий участников похода.





И девочки, и мальчики - на равных. Поблажек никому не дают.





На случай травм в лагере есть свой медик. На этот раз эту миссию выполняла Умит Салахатова.
- Я была в монастыре медсестрой, моя задача состояла в том, чтобы вовремя оказать поранившимся ребятам помощь. У ребят случались порезы, небольшие травмы, но никто не плакал, - рассказывает Умит.



Для участников похода большим сюрпризом стали погодные условия. «Монахи» были готовы ко всему, но по отдельности, а тут все вкупе: и дождь, и ураган, и град...



- Погода нас удивила, не то, чтобы сбила с пути и напугала, но добавила нам много трудностей, которых и так с лихвой. Ветер просто срывал палатки, приходилось их ловить и ставить снова. И в таких условиях весьма непросто было разжечь костер. Но мы все же справились, - рассказывает Герман Берры.



Герман Берры разбивает свой первый камень



В монастыре полная самостоятельность. Дети сами стирают...



Убирают посуду...



Готовят себе пищу...



А потом пишут письма родителям...



Дидар Кульжанов в монастыре впервые. Уверяет, что получил не только массу удовольствий, но и большой опыт.
- Когда я разбил камень, это была моя первая победа. Вторым достижением стало то, что я научился многим вещам. К примеру, как приготовить кашу. Самая главная победа - это когда понимаешь, что можешь жить в коллективе, что являешься его частью и готов к самопожертвованию ради друзей.



После заданий и тренировок можно и искупаться. Ребята это делают с таким задором, словно и не было физических, изматывающих нагрузок.



А вечерами «монахи» отмечали праздники.



Пели песни, плясали, готовили торты для именинников.





- У нас, старших, была большая ответственность за младших ребят. Иной раз приходилось убеждать их, иной раз и щелбана дать. Но они молодцы, быстро освоились и тренировались наравне с нами, - рассказывает участница монастыря Сауле Мустафаева.



Сауле - бронзовый призер чемпионата мира по ушу саньда. У нее много и других спортивных достижений, которые невозможно достичь без сильного характера.



Атила Рустамов - один из самых младших ребят, он впервые в монастыре.
- Мне здесь очень понравилось, такой красоты нигде не видал. В первые дни было ну очень трудно, уставал, силы кончались, но ребята помогали. Вместе мы выдержали все.



Впервые в лагере и Умирзак Бакылов. Юноша говорит, что монастырь дал ему понять, как важно быть самостоятельным, уметь выполнять любую работу.
- Монастырь - это идеальное место для того, чтобы ребята определили для себя наиболее важные жизненные ценности, научились быть самостоятельными. Я понял, что вместе и дружно можно горы свернуть.



Отсутствие интернета, невозможность связаться с родителями по мобильному телефону, никаких прогулок и развлечений. Вместо этого тренировки, физические нагрузки, практически шахтерская усталость и даже небольшие травмы. И после этого 34 спортсмена, как один, заявляют: «Мечтаю туда вернуться!»



- В лагере я поняла, как дороги мне родители и как глупо обижаться по пустякам на них или на друзей. Монастырь дает неоценимую возможность понять многие элементарные вещи, и если будет еще одна возможность поехать в монастырь, я обязательно туда вернусь, - говорит еще одна участница монастыря Инара Тарасова.



Главный «монах» - президент школы «Синь-Хо-Мэнь» Александр Радунцев. Тренер, с которым не забалуешь и в то же время он очень заботливый учитель.



- Если у кого-то из ребят не получится что-то выполнить, ну, разбить тот же камень, это не значит, что он слабее всех и что отношение к нему будет хуже. Наоборот, мы окружим его еще большим вниманием и заботой, чтобы он почувствовал, что он сильный и что мы — команда!


Через месяц уставшие, но в тоже время взбодренные, окрепшие и счастливые участники лагеря возвращаются домой. Через год кто-то из них обязательно сюда вернется. Вернется, чтобы вновь испытать себя на прочность.


Александр Радунцев: Человек не должен ставить самоцелью физическое здоровье, потому что без духовного здоровья оно ничего не дает. Если спортсмен одерживает победу за победой, но при этом живет безнравственно, то рано или поздно он потерпит фиаско. Монастырь дает возможность достичь гармонию духовности, нравственности и физической закалки. Вы слышали, что говорили сами ребята. Хочу надеяться, что этот месяц они провели с пользой. Они жили в коллективе. А когда ребенок живет дома, его лучший друг – Интернет, где он может найти много совсем не полезного. В монастыре же ребята научились самостоятельности и всему тому, о чем они вам уже рассказали. Они будут вспоминать монастырь, который ничего с них не брал, а просто предоставлял им возможности становиться сильнее и добрее, ценить чувство локтя.

Захар Рябов: Учитель прав: эта поездка дала ребятам возможность посмотреть по-другому на многие вещи, в том числе на отношения с родителями. Вдали от них начинаешь понимать, как трудно без их плеча, без их заботы и ласкового слова. Монастырь же помог всем нам научиться больше ценить заботу своих близких, свое время, дружбу, помогать младшим, уважать старших, научил их жить в большом коллективе, вдалеке от цивилизации. Не говоря уже о том, что с помощью этой поездки ребята научились элементарным вещам: готовить еду, стирать одежду и мыть посуду. Разве это не важно?!