Как провожают пароходы... История актауского мореплавателя

День моряка или День мореплавателя ежегодно отмечается 25 июня. Мереке Утеулин - штурман танкера «ОРАЛ» и третий помощник капитана судна.

Как поется в известной песне, начал свою историю штурман, «...как не шути, волнений больше, ведь ты уже не на земле».

Каспийское море, по словам Мереке, считается одним из самых непредсказуемых в мире. Каспий может казаться абсолютно спокойным, но иногда это обманчивое впечатление. При полном штиле вдруг совершенно неожиданно могут разыграться волны, застать и слева, и справа.



О морской профессии Мереке задумался еще в школе №17 с углубленным изучением английского языка, который в последующем весьма пригодился ему. Примером для подражания служил его дедушка - ветеран МЧС Адайбек Утеулин.

Мереке с детства привлекала морская форма, рассказы о путешествиях и приключениях.



Получив морское образование в Санкт-Петербурге, в 2013 году Мереке впервые вышел на практику в море.



Поначалу, столкнувшись с трудностями службы, он мечтал поскорее отработать контракт и, возможно, сменить профессию. Но спустя три года, понял, что море «затягивает».
- Привыкаешь к этому образу жизни, к дисциплине, порядку. Готов к тому, что в любое время тебе могут позвонить, вызвать. А выйдя в отпуск, на суше не нужно никуда торопиться. Месяц не можешь войти в колею, давит размеренный, спокойный образ жизни, - говорит Мереке.

У медали две стороны: с одной - ты офицер в белой рубашке, возможно, будущий капитан, с другой стороны - отъезды на долгое время. Не каждый может выдержать, некоторые моряки уходят из профессии.

Моряку сложно сохранить семейные узы. Сложно сохранить отношения между супругами, когда по четыре-шесть месяцев находишься в море.



Некоторые моряки по три-четыре раза женаты и разведены, и в этой профессии редкость, когда брак один на всю жизнь, сетует штурман. Очень трудно быть женой моряка.

- Море не прощает ошибок. Ты должен быть профессионалом своего дела. Нестандартные ситуации, конечно же, бывают, ведь Каспий капризен и даже коварен. Самое страшное было для меня, когда в декабре 2014 года наше судно направлялось с балластом из Махачкалы в Актау. Сообщение метеослужбы не препятствовало пути. Но метеоцентры не всегда на 100 процентов могут предугадать и сказать, как будет на самом деле. Капитан танкера на свой страх и риск принимает решение. Его поэтому и называют первый после Бога. На него надеются и верят ему. Но капитан предполагает, а Бог располагает. Неожиданно в районе Дербенской впадины, где глубина достигает 788 метров, начался шторм. Он был такой силы, что штурвал меня плохо слушался. Ветер был примерно 35-40 м/с. В такие часы вся команда находится в нервозном, напряженном состоянии. В любом случае, есть такие понятие, как живучесть судна (танкер новый, добротный) и морские качества выживания. Все сосредоточены, каждый собран и внимательно следит, наблюдает за приборами. Посуда на столах скользила из стороны в сторону. Естественно, зрелище не из приятных. Я по громкой связи объяснял ребятам: «Не бойтесь, пройдем, прорвемся». Шторм продолжался 20 часов, к тому же проблема усугублялась тем, что мы шли против ветра. Такие ситуации происходят время от времени, - рассказал Мереке.


- Каким бы ни был бесстрашным человек, но когда волна бьет по семь-восемь метров... Честно скажу, я и все остальные члены экипажа ужаснулись. Так кидало - «мама, не горюй». И осознавать страшно, что стихия — она безжалостна, - отмечает штурман.

- Я не думал даже, что меня так затянет это море. Мне сколько раз предлагали другую работу. Но я считаю, что если в чем-то мастер, то будь в этом хорош. Выражаю благодарность за поддержку и помощь куратору курсантов Карлыгаш Копбаевой, братьям Немышевым и своей семье, - отметил Мереке.