Мутные схемы оформления авто в Казахстане прикроют

С 25 апреля 2023 года выдачу свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), необходимых для таможенного оформления и регистрации авто в Казахстане, оцифровали. СБКТС начали оформлять онлайн через информационную систему «Единое окно». Процедура стала прозрачной и позволила выявить «чемпионов» в выдаче свидетельств. Однако некоторые аккредитованные лаборатории придумали оформлять документы, но после получения… отменять их, выписывая новые, уже с другими характеристиками авто, влияющими на уплату растаможки и утильсбора с первичкой. С 25 апреля 2023 года выдачу свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), необходимых для таможенного оформления и регистрации авто в Казахстане, оцифровали. СБКТС начали оформлять онлайн через информационную систему «Единое окно».

Процедура стала прозрачной и позволила выявить «чемпионов» в выдаче свидетельств. Однако некоторые аккредитованные лаборатории придумали оформлять документы, но после получения… отменять их, выписывая новые, уже с другими характеристиками авто, влияющими на уплату растаможки и утильсбора с первичкой.

Сотрудники лабораторий, к примеру, изменяли год выпуска прибывшего в страну автомобиля, чтобы уменьшить таможенную пошлину и обойти ограничения по экоклассу. В других случаях занижали объём двигателя, из-за чего утильсбор становился менее дорогим. После растаможки и оплаты утиля перед постановкой на учёт в РК сведения в СБКТС корректировали, превращая их в реальные. Но это тоже не точно, так как есть ещё сбор за первичную постановку, где важную роль в размере играет год выпуска: чем моложе, тем ниже.


Как импортёры договаривались с лабораториями, нетрудно догадаться.

Анализ реестра показал, что за восемь месяцев минувшего года в Казахстане было выдано около 145 тысяч СБКТС, при этом в базу внесли почти полторы тысячи изменений по таким важным характеристикам ввозимых автомобилей, как год выпуска, масса, объём двигателя и категория транспортного средства. Призвать к ответу лаборатории, участвующие в мутных схемах оформления машин, пока так и не смогли. Как отмечают разработчики, не позволили это сделать ограничения Предпринимательского кодекса, а также длительные обжалования, затягивающие процесс.

Чтобы исправить ситуацию, в комитете решили скорректировать правила оценки соответствия, по которым оформляется СБКТС, и ограничить внесение изменений в ИС «Единое окно»:

- по массе транспортного средства в снаряжённом состоянии, кг;
- технически допустимой максимальной массе транспортного средства, кг;
- количеству осей/колёс (для категории О);
- году выпуска;
- категории;
- экологическому классу;
- габаритным размерам (длина, ширина, высота, база).

После принятия поправок корректировку всех вышеперечисленных данных предлагается разрешить только с прикреплением доказательственных материалов, послуживших основанием для отмены или внесения изменений в свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Проект приказа об изменениях опубликован на портале «Открытые НПА» для публичного обсуждения.