Взрыв под колесами: почему бетон вздувается на казахстанских трассах
В жаркую погоду на некоторых бетонных трассах Казахстана фиксируются резкие деформации покрытия. На первый взгляд может показаться, что это результат некачественного строительства. Однако, как поясняют специалисты, подобные явления – следствие естественного физического процесса, обусловленного воздействием высоких температур на цементобетон, сообщает Lada.kz со ссылкой на Finratings.kz.
Что такое «выстрел» бетонной плиты
Жители Павлодарской и Туркестанской областей недавно обратили внимание на странные выпуклости и сдвиги бетонных плит на автомагистралях. В некоторых случаях плиты буквально смещаются и поднимаются вверх, создавая опасные участки на проезжей части. Это явление получило в обиходе название «выстрел» бетона.
Процесс объясняется просто: при температуре воздуха свыше +35 °C бетон начинает интенсивно расширяться. Если температурные швы между плитами недостаточно глубокие или повреждены временем, внутри материала накапливается напряжение. Когда предел прочности превышен, одна из плит резко подскакивает или смещается — иногда с громким хлопком, отсюда и название.
Это происходит не только в Казахстане
Феномен «выстрелившего» бетона — не уникальная проблема для республиканских трасс. Аналогичные случаи регулярно происходят и в других странах, включая государства с развитой дорожной инфраструктурой:
-
США: В штатах Миннесота, Иллинойс и Висконсин каждое лето дорожные службы устраняют десятки подобных деформаций. Один из примеров — летом 2022 года инцидент на шоссе I-94, где из-за подъёма плиты пришлось временно закрыть движение.
-
Германия: В 2019 году на автобане A93 при температуре +38 °C дорожная плита изогнулась, спровоцировав ДТП.
-
Польша: В 2023 году на трассе S3 произошла аналогичная ситуация, вызванная как жарой, так и использованием устаревших материалов.
-
Россия: В южных регионах, включая Краснодарский край и Ростовскую область, вспучивание бетонного полотна в жару также не редкость.
Эти случаи доказывают: деформации бетонных покрытий в жаркую погоду — это закономерный физический процесс, а не исключение или результат проектных ошибок.
Что предпринимают дорожные службы Казахстана
В «ҚазАвтоЖол» отмечают, что при обнаружении подобных инцидентов их специалисты незамедлительно выезжают на место. В ходе ремонта проводятся следующие работы:
-
устранение деформации покрытия;
-
расширение температурных швов;
-
восстановление геометрии дорожного полотна.
Кроме того, внедряются современные инженерные решения:
-
усиленные температурные швы;
-
специальные компенсаторы;
-
инновационные составы бетона, устойчивые к перепадам температур.
Постоянная адаптация технологий — залог безопасных трасс
Инженеры анализируют каждый случай вспучивания дорожного полотна и корректируют проектные решения для будущих участков. Учитывая климатические особенности Казахстана, особенно на юге и в степных регионах, устойчивость бетонных дорог к экстремальной жаре становится одним из приоритетов при проектировании и строительстве трасс.
Бетонное покрытие по-прежнему остается предпочтительным выбором для автомагистралей благодаря своей долговечности и прочности. Однако эксплуатация в условиях жары требует постоянного технологического совершенствования и учета температурных рисков.