Одна квитанция вместо десяти: в Казахстане упрощают оплату коммуналки
В стране поэтапно вводится система Единого платежного документа (ЕПД), которая позволит оплачивать все коммунальные услуги одной квитанцией. Это — часть масштабной цифровизации, цель которой — сделать систему расчетов прозрачнее, удобнее и эффективнее, сообщает Lada.kz со ссылкой на Kazinform.
Пилотный запуск: Петропавловск стал первым
Одним из первых городов, где начали объединять коммунальные платежи, стал Петропавловск. Еще в 2015 году здесь создали Единый расчетный центр (ЕРЦ) на базе ТОО «Севказэнерго». С января 2025 года полномочия ЕРЦ переданы АО «Северо-Казахстанская распределительная электросетевая компания».
ЕРЦ работает по принципу «одного окна» и берет на себя:
-
Формирование и доставку единого платежного документа;
-
Прием и распределение платежей между поставщиками услуг;
-
Ведение абонентской базы и расчет начислений;
-
Консультации и решение спорных ситуаций по начислениям и задолженностям.
Среди партнеров ЕРЦ — водоканалы, газовые службы, телекоммуникационные компании, вывоз мусора, домофоны, лифты и КСК.
Контакт-центр и личный кабинет: круглосуточный доступ
Для повышения качества обслуживания действует контактный центр, работающий ежедневно с 8:00 до 20:00 без выходных. Также внедрен личный кабинет, где потребители могут:
-
Проверять начисления и задолженности;
-
Формировать счет на оплату;
-
Передавать показания счетчиков;
-
Пользоваться тарифным калькулятором.
География охвата: 44 центра по всей стране
По данным Минпромстроя, сегодня в Казахстане работают 44 расчетных центра, охватывающих 20 регионов. Один ЕРЦ может обслуживать несколько территорий. Например:
-
В Уральске — ТОО «Батыс Энергоресурсы»;
-
В Костанае — ТОО «ЭнергияРК Рудный»;
-
В Алматы и Астане — АО «АЛСЕКО», которое недавно приобрело ТОО «Астана-ЕРЦ».
По словам директора клиентского сервиса АО «АЛСЕКО» Эльмиры Жумакуловой, в ближайшее время появится мобильное приложение с возможностью:
-
Сканирования показаний счетчиков с камеры смартфона;
-
Отправки заявок в сервисные службы;
-
Получения квитанций и уведомлений онлайн.
Бумажные квитанции отходят в прошлое
Переход на цифровые расчеты сопровождается участием АО «Казпочта», которое пока продолжает доставку бумажных квитанций в семи регионах, включая Павлодарскую, Карагандинскую и Северо-Казахстанскую области.
За 2024 год было доставлено более 1,4 миллиона бумажных документов. При этом комиссия за доставку с граждан не взимается.
Почему не везде работает ЕПД?
Несмотря на успехи, система пока не охватывает:
-
61 район;
-
4 города областного значения (Темиртау, Сарань, Приозёрск, Жанаозен);
-
Почти 2 900 сел;
-
19 городов районного значения.
Среди причин — нехватка ИТ-инфраструктуры, техническая неподготовленность центров, а также отказ некоторых организаций от подключения. Тем не менее, по заявлению Минпромстроя, к концу 2025 года система охватит всю территорию страны.
Что дальше?
Помимо расширения географии, планируется подключение новых видов услуг — например, обслуживание лифтов и домофонов. Их интеграцией будут заниматься местные акиматы. Также продолжается разработка цифровых инструментов, чтобы сделать систему еще удобнее и доступнее.