Налоговая революция для казахстанских водителей: кого пощадят, а кто заплатит больше
С 1 января 2026 года в Казахстане вступает в силу новый Налоговый кодекс. Он предусматривает значительное снижение налога на автомобили старше 10 лет, а также вводит акциз в 10% на легковые машины стоимостью от 74,6 миллиона тенге и выше, сообщает Lada.kz со ссылкой на Кolesa.kz.
Снижение налога для старых автомобилей
Согласно пункту 8 статьи 565 нового Налогового кодекса, с 2026 года при расчёте налога на легковые автомобили будет применяться понижающий коэффициент в зависимости от возраста машины. Речь идёт об автомобилях, используемых свыше 10 лет:
-
от 11 до 20 лет включительно — коэффициент 0,7 (то есть скидка 30% от базовой ставки);
-
от 21 года и старше — коэффициент 0,5 (скидка 50%).
Таким образом, владельцы автомобилей возрастом более 10 лет смогут платить налог в уменьшенном размере. Это нововведение призвано учесть амортизацию транспортных средств и снизить налоговую нагрузку на владельцев старых машин.
Акциз для автомобилей стоимостью свыше 74 млн тенге
Наряду с налоговыми льготами, новый кодекс вводит и ужесточение для владельцев дорогостоящих транспортных средств. В статьях 536 и 537 закреплено, что легковые автомобили, стоимость которых превышает 18 000-кратный месячный расчетный показатель (МРП), отнесены к подакцизным товарам.
С 1 января 2026 года на такие машины будет взиматься акциз в размере 10% от стоимости. Причём уплатить акциз потребуется:
-
при первичной постановке автомобиля на учёт;
-
при каждой последующей продаже внутри страны.
Как рассчитывается стоимость и кто попадёт под налог
Окончательный размер МРП на 2026 год пока не утверждён, однако согласно прогнозу правительства, он может составить 4 148 тенге. Это означает, что под акциз подпадают автомобили стоимостью от 74 664 000 тенге и выше.
Метод определения стоимости зависит от ситуации:
-
для ввозимых автомобилей — по счёт-фактуре (инвойсу);
-
для автомобилей, уже зарегистрированных в Казахстане и реализуемых на вторичном рынке — по договору купли-продажи.
Таким образом, каждая сделка с автомобилем, чья стоимость превышает установленный порог, будет сопровождаться обязательной уплатой акциза.
Что это значит для автовладельцев
Новый налоговый подход имеет двойной эффект. С одной стороны, он делает содержание старых автомобилей более доступным за счёт налоговых скидок. С другой — увеличивает налоговую нагрузку на владельцев премиум-сегмента и дорогих транспортных средств.
Эти меры могут повлиять на рынок: повысить привлекательность подержанных машин и снизить спрос на люксовые авто внутри страны, особенно при перепродаже.