Когда бензин станет роскошью - по $1 за литр: что скрывает стратегия нефтепереработки Казахстана?
Эксперт Олжас Байдильдинов предупредил о ключевых рисках развития нефтеперерабатывающей отрасли в Казахстане. По его мнению, главным препятствием для масштабного наращивания объемов производства ГСМ (горюче-смазочных материалов) является дефицит сырья на внутреннем рынке, сообщает Lada.kz со ссылкой на LS.
Что предполагает стратегия до 2040 года
Правительство РК утвердило Концепцию развития нефтепереработки до 2040 года. Согласно документу:
-
объем переработки нефти должен вырасти с 18 до 39 млн тонн в год;
-
рост внутреннего потребления ГСМ предполагается на 1,5–2% ежегодно;
-
до 30% произведенного топлива планируется экспортировать — в Китай, Индию и страны Центральной Азии.
Таким образом, Казахстан рассчитывает не только полностью обеспечить внутренний спрос, но и стать заметным игроком на региональном рынке ГСМ.
Но нефти не хватает уже сейчас
Олжас Байдильдинов скептически оценивает возможности реализации этих планов. Главная проблема — нехватка свободных объемов нефти для переработки внутри страны.
«Даже если построить новый НПЗ, загружать его будет нечем», — говорит эксперт.
По его словам, почти 70% всей добычи приходится на три крупных месторождения — Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. Эти проекты ориентированы на экспорт, в том числе и доля «КазМунайГаза», которой необходимо компенсировать внутренние убытки.
Из оставшихся 30% нефти внутренняя переработка получает около 60%. Так, в 2023 году на переработку пошло 18 млн тонн из 30 млн тонн некитовой нефти.
Почему экспорт остается выгоднее
Один из главных стимулов для нефтяных компаний — доход. По расчетам Байдильдинова:
-
средняя себестоимость добычи — около $40 за баррель;
-
внутри страны сырье реализуется по $20–25 за баррель;
-
убытки компенсируются экспортом, где цена выше.
Если весь объем будет направлен на внутреннюю переработку, потери производителей нужно будет покрыть через рост цен на ГСМ. Это может привести к подорожанию бензина до $1 за литр, что почти вдвое дороже текущих розничных цен на АИ-92 (60 центов).
Где взять нефть для новых НПЗ?
Эксперт считает, что расширение переработки и развитие нефтехимии — правильная цель. Но без решения вопроса с сырьевой базой проект рискует остаться нереализованным.
«Президент поручал проработать возможность поставок 5 млн тонн нефти с крупных месторождений. Однако операторы не заинтересованы продавать сырье на внутренний рынок», — пояснил Байдильдинов.
Для изменения ситуации государству необходимо предложить производителям близкую к экспортной цену, за вычетом логистики и налогов. Но это опять приведет к удорожанию ГСМ для потребителя.
Казахстан рискует попасть в зависимость от России
Еще один вызов — зависимость от импорта. Сегодня страна закупает около 1,5 млн тонн нефтепродуктов в России. И эта цифра будет расти как минимум до 2030 года, пока не завершится расширение Шымкентского НПЗ.
Это, в свою очередь, повышает риски:
-
возможное попадание под вторичные санкции;
-
ограничение поставок из-за внешнеполитической ситуации.
Байдильдинов напоминает, что США уже грозят мерами тем странам, которые продолжают покупать российские энергоносители.
Заключение: нужна нефть – а не только планы
Подводя итоги, эксперт подчеркивает: концепция развития отрасли выглядит разумно как стратегический ориентир. Однако без системного решения проблемы с обеспечением НПЗ сырьем, особенно казахстанского происхождения, реализовать эти планы будет сложно.
«Ключевая проблема — это наполнение перерабатывающих мощностей нашей нефтью. Пока вопрос остается открытым», — резюмировал Байдильдинов.