Казахстан объединил все дороги в единую систему, которая предсказывает аварии
В Казахстане начала работу единая цифровая платформа дорожной безопасности TOR. Название платформы в переводе с казахского означает «сеть», что полностью отражает принцип её работы – объединение данных из разных источников в единую экосистему для повышения безопасности на дорогах, сообщает Lada.kz со ссылкой на Zakon.kz.
Экосистема дорожной безопасности впервые в истории страны
Платформа TOR, разработанная специалистами компании Sergek, станет полноценной экосистемой безопасности на дорогах. Она объединяет информацию не только от различных операторов, но и из разных источников: стационарных камер, мобильных комплексов и дронов.
По словам разработчиков, платформа предоставляет доступ к данным через принцип «одного окна», что позволяет эффективно использовать собранную информацию для предотвращения аварий.
Печальная статистика ДТП в Казахстане
Ситуация на дорогах страны требует современных решений. Согласно данным ВОЗ, в 2021 году смертность в ДТП в Казахстане составила 12,2 случая на 100 тысяч населения, что ниже мирового среднего (15), но выше, чем в европейских странах (6,7).
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, за первые семь месяцев 2025 года зарегистрировано 19 142 ДТП, почти вдвое больше, чем годом ранее. Рост числа аварий частично связан с увеличением числа камер и систем видеонаблюдения, фиксирующих нарушения.
TOR не только фиксирует, но и предотвращает
Опыт работы системы «Сергек» в Алматы показал эффективность цифровых решений. За три года с 2021 по 2024 год количество ДТП снизилось на 17%, смертность на дорогах – на 40%, а число пострадавших – на 30%.
Платформа TOR интегрирует данные:
-
Стационарные комплексы: «Сергек», «Перспектива», «Sunqar», «Мерген», «КазАвтоЖол»
-
Мобильные комплексы: Ekin Patrol и Sergek Patrol
-
Дроны: наблюдение и фиксация нарушений
Со временем TOR объединит данные от 25 тысяч стационарных камер, 530 мобильных комплексов и 100 дронов, создавая масштабную национальную сеть безопасности.
Искусственный интеллект для прогнозирования и предотвращения аварий
Платформа использует ИИ для анализа аварийности, выявляет опасные участки и время пиковых ДТП, отслеживает водителей с высоким риском аварий и тех, кто находится за рулем более восьми часов. Все данные передаются в реальном времени, что позволяет полиции работать проактивно:
-
Отправлять патрули на наиболее опасные участки
-
Предотвращать аварии до их возникновения
-
Координировать работу между регионами страны
Начальник Департамента информатизации и связи МВД РК Сергей Варго подчеркнул, что TOR является современным инструментом управления дорожной безопасностью, позволяя не только фиксировать нарушения, но и прогнозировать риски.
Страна как единый город: обмен данными между регионами
Благодаря единой платформе устраняются бюрократические барьеры, например, при розыске угнанных автомобилей между регионами. Информация теперь доступна в режиме реального времени, что значительно повышает оперативность работы полиции и эффективность взаимодействия между подразделениями.
Мировая практика и уникальность TOR
Подход TOR соответствует мировым стандартам.
-
Сингапур: системы ITS и CRUISE используют камеры, датчики и ИИ для прогнозирования трафика, оптимизации светофоров и предотвращения аварий; смертность в ДТП – 1,9 на 100 000 населения.
-
Япония: система VICS передает водителям актуальные данные о дорожной ситуации, снизив аварийность на треть; смертность – 2,9 на 100 000 населения.
Главное отличие TOR – полная локальная разработка, что обеспечивает:
-
Независимость от зарубежных технологий
-
Быстрое внедрение обновлений
-
Полный контроль над доступом и безопасностью данных
Кроме того, приведение данных к единому стандарту позволяет использовать Big Data и BI-аналитику, масштабируя решения для одного города на всю страну.