С 28 ноября казахстанские патрульные снова выйдут к обочинам с жезлами: что ждёт водителей
С 2013 года казахстанские патрульные обязаны были работать исключительно «в движении» — следить за порядком, патрулируя дороги на автомобилях, мотоциклах или пешком. Стоять за углом и ловить нарушителей «из кустов» формально запрещалось, сообщает Lada.kz со ссылкой на kolesa.kz.
Возвращение к старой практике патрулирования
Однако с 28 ноября 2025 года ситуация меняется. Новые правила патрульно-постовой службы, утверждённые МВД РК, разрешат сотрудникам полиции вновь работать на специальных «точках отстоя» — обозначенных местах, где патрульные автомобили могут останавливаться для наблюдения за дорожным движением.
Как будет работать новая система
Фактически полиция возвращается к схеме десятилетней давности: патрульные смогут парковать служебные автомобили в установленных зонах и оттуда останавливать машины, выявляя нарушителей ПДД.
Тем самым у инспекторов появится больше возможностей для контроля: они смогут не только патрулировать, но и вести наблюдение со стационарных точек.
Когда инспектор имеет право попросить водителя выйти
В обновлённой инструкции зафиксирован чёткий перечень случаев, когда полицейский может потребовать от автомобилиста покинуть салон. Всего предусмотрено шесть оснований:
-
Признаки опьянения или сильной усталости у водителя.
-
Необходимость личного досмотра, осмотра автомобиля или груза (в присутствии понятых и с составлением соответствующих актов).
-
Сверка номеров агрегатов и узлов транспорта с регистрационными документами.
-
Участие водителя в процессуальных действиях либо оказание помощи другим водителям или сотрудникам полиции.
-
Устранение технической неисправности или нарушений правил перевозки грузов.
-
Когда поведение водителя угрожает безопасности инспектора.
Эти основания являются исчерпывающими: полицейский не может требовать выхода из автомобиля без законной причины.
Как защитить свои права
Юристы подчеркивают: водителям важно знать, в каких случаях требования полиции законны, а в каких — нет. Если автомобилист считает, что его права нарушены, он может подать жалобу в МВД или обратиться к руководству подразделения, сотрудники которого проводили проверку.