Холодная беда: что говорит аким Актау о кризисе с отоплением

Редакция Lada.kz подготовила специальный выпуск о проблемах с отоплением в Актау. Несмотря на то, что аварию на магистральном трубопроводе удалось устранить, в квартирах горожан до сих пор холодные батареи. Кто виновен в коммунальной катастрофе и когда решатся проблемы? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью ответил глава города Улугбек Тналиев. Встреча с акимом города Улугбеком Тналиевым прошла 14 декабря в его кабинете. Глава города выделил два часа для ответов на наши вопросы. В ходе интервью мы предложили чиновнику проехаться по адресам, откуда в нашу редакцию поступали многочисленные жалобы на отсутствие отопления в квартирах. Подробности встречи акима с жителями города доступны в нашем видеорепортаже на YouTube. С текстовой частью интервью вы можете ознакомиться ниже.

Lada.kz: Улугбек Серикович, начну с самого главного вопроса - в скольких квартирах Актау всё ещё нет отопления?

Аким города Улугбек Тналиев:
Как все знают, на магистральном трубопроводе произошла авария. Вследствие нее была нарушена циркуляция в некоторых микрорайонах. Мы подали отопление во все многоквартирные жилые дома. Есть, конечно же, нарекания от жильцов… Проблема в том, что отопление доходит до подвала, туда заходит тепло, но в некоторых домах нет циркуляции.

Lada.kz: Почему нарушена циркуляция?

Аким города Улугбек Тналиев:
Вы видели, было штормовое предупреждение о резком похолодании, в это же время произошла внештатная ситуация на магистральном трубопроводе, из-за этого в некоторых теплоузлах остался воздух в системе. Ещё один фактор, что из-за похолодания подключились насосы. По линии МАЭК тепло подается всему городу. В верхних микрорайонах есть многоэтажные строения, которые доходят до 16-19 этажей, где стоят мощные тепловые насосы - именно они перетягивают всю циркуляцию. Такая ситуация не так давно наблюдалась в 27 микрорайоне. Тогда мы оперативно произвели наладку. Для этого нам пришлось проверить 19, 16, 17 микрорайоны. В ряде домов мы отключили насосы. Сделали мы это принудительно, установив пломбы. Благодаря этому, мы наладили вопрос с отоплением в 27 микрорайоне. Но авария на магистральном трубопроводе вывела из колеи всю систему отопления. И сейчас мы боремся уже с последствиями аварии.

Lada.kz: Магистральный трубопровод, где 10 декабря произошла авария, не меняли 40 лет. Но в 2015 году власти города заявляли, что все инженерные сети будут обновлять. Многие помнят, что почти весь город был перекопан. Как так получилось, что восемь лет назад этот трубопровод обошли стороной?

Аким города Улугбек Тналиев:
Если говорить цифрами, то более 400 километров тепловых сетей нужно обновлять. Это большой объем работы. Тогда работы проводили на 30 процентах из всего объема. Это не значит, что тогда меняли все сети. В 2022 году мы ввели ряд проектов, запланированы работы….

Lada.kz: Улугбек Серикович, я Вас перебью. Давайте поговорим о предстоящих планах позже, предлагаю все-таки разобраться с той трубой, из-за которой половина города осталась без отопления… Почему эту трубу за 40 лет никто не менял? Назовите причину.

Аким города Улугбек Тналиев:
Раньше этот магистральный трубопровод был на балансе МАЭКа. С этого года «Каспий жылу, су арнасы» взял этот трубопровод на свой баланс.

Lada.kz: Когда трубопровод был на балансе МАЭКа - почему тогда работы не проводили?

Аким города Улугбек Тналиев:
Когда труба была на балансе МАЭКа, местный исполнительный орган не имел права выделять деньги из бюджета. Но это не снимает с нас ответственности. В прошлом году мы взяли МАЭК под свое крыло. Это решение поддерживают и в правительстве, ведь сейчас из резерва выделяется финансирование на модернизацию комбината. В 2024 году будут заменены магистральные трубопроводы диаметром 1000, 800, 700 миллиметров. Речь идет о главных артериях всей тепловой системы.

Lada.kz: Вы немного уходите от ответа. Я еще раз задам свой вопрос. Я правильно понимаю, что МАЭКом работы не проводились, а акимат в тот момент занимал позицию, что «труба не наша»?

Аким города Улугбек Тналиев:
Нет, местный исполнительный орган не мог так сказать. Дело в том, кто был балансодержателем, ведь он сам должен модернизировать, выделять финансирование на содержание. Что касается работ, которые были проведены в 2015 году, то нам нужно поднять документы и посмотреть, какой объем работы был тогда проведен. Исходя из последних техобследований, износ тепловых сетей составляет 80 процентов. Еще нужно учитывать, что наша вода имеет агрессивное свойство, в ней содержатся много солей. Например, трубу диаметром 10 миллиметров вода проела до двух миллиметров.

Lada.kz: И все-таки мне непонятно, даже если этот магистральный трубопровод был на балансе МАЭКа - почему комбинат не следил за этой трубой, почему нельзя было ее вовремя заменить?

Аким города Улугбек Тналиев:
Если сравнивать с другими регионами Казахстана, то у нас почти что самые низкие тарифы, которые не в полной мере позволяют модернизировать магистральные трубопроводы, поддерживать в должны условиях инженерные сети.

Lada.kz: Вот теперь давайте поговорим о предстоящих планах. Возможностей у акимата после передачи МАЭКа в коммунальную собственность, стало больше. Из резерва правительства выделено 3,3 миллиарда тенге, а город поделили на 5 зон. Работы по модернизации инженерных сетей начнут с нижней части города. Расскажите, почему эти работы не проводились раньше?

Аким города Улугбек Тналиев:
Проектирование — это долгий процесс, в который входят и расчеты о том, сколько сетей, каких, где нужно менять, и процедура определения подрядной организации, которая будет проводить эти работы. По 19 проектам подрядчики уже определены. Мы решили начать с нижней части города, потому что в 1, 2, 3 микрорайонах наблюдается высокий износ. Там есть трубы, которые не менялись, с 60-ых годов, когда город только начали строить.

Lada.kz: Мы летом брали интервью у генерального директора МАЭКа. Отвечая на наши вопросы, он сказал, что к 2025 году ситуация в коммунальной сфере улучшится. Вы какие сроки можете назвать, когда в Актау, наконец, решится вопрос с водой и теплоснабжением?

Аким города Улугбек Тналиев:
Наши проекты подразумевают собой работы, которые будут проводить поэтапно до 2026 года. Речь идёт о замене 438 километрах тепловых сетей, более 500 километрах сетей водоснабжения и порядка 600 километрах системы канализации. Это глобальный объем работы. На это нужно более 200 миллиардов тенге. Поэтому 3,3 миллиарда - это капля в море. По 19 проектам порядка 20 миллиардов тенге поддержано. Но это один вопрос, есть еще и другой момент: инженерные сети, которые были проложены компаниями-застройщиками, уже не выдерживают. Это означает, что к 2026 году мы должны будем проектировать работы и по новым микрорайонам.

Lada.kz: По новостройкам у нас тоже есть много вопросов, но о них я у вас спрошу позже. Давайте поговорим о Ваших предшественниках. Например, многие не знают, куда делся прежний аким города Ербол Избергенов. Вы знаете, где он?

Аким города Улугбек Тналиев:
Он, согласно поданному заявлению, был освобожден от должности. Я, с согласия депутатов, был назначен акимом города. С коллегой я не имел связей, мы приглашали его на наши мероприятия, но и по сей день контактов с ним нет. Возможно, он перешел на другую работу.

Lada.kz: Когда Вас назначили на должность акима города, Вы ожидали, что проблемы в сфере ЖКХ будут настолько глобальными?

Аким города Улугбек Тналиев:
Я работал заместителем акима области. Конечно, я знал, что есть проблемы в коммунальной сфере. Летом - проблемы с водой, зимой - проблемы с отоплением. И эта ситуация наблюдается продолжительное время. Очевидно, что мощностей МАЭКа не хватает, учитывая прирост населения, поэтому нужны дополнительные мощности. Дефицит мы сможем компенсировать благодаря введению в эксплуатацию котельной возле КОС-2, в верхней зоне. Не так, чтобы МАЭК снизу подавал наверх, а чтобы и наверху была мощность.

Lada.kz: Мы не зря задали Вам вопрос о вашем предшественнике. После аварии, произошедшей 10 декабря, Вы ввели мораторий на строительство новых объектов. У Вас нет вопросов к бывшим акимам города - Нурдаулету Килыбай (занимает пост генерального директора «ОзенМунайГаз») или Галымжану Ниязову (аким Мангистауского района). Они ведь все еще проживают в регионе, и вы видитесь с ними на совещаниях и встречах. У вас нет к ним никаких вопросов?

Аким города Улугбек Тналиев:
У меня к ним нет вопросов, они тоже инициировали ряд проектов, работали над развитием города. Это такой технологический процесс, который невозможно предугадать или предусмотреть. Даже в ситуации с Экибастузом. Опрессовки, результаты технического обследования не давали никаких подтверждений о том, что может произойти аварийный случай. Мои коллеги работали. Каждый назначаемый аким хочет максимально приложить усилия, чтобы население жило в комфортных условиях.

Lada.kz: Вы говорите о том, что предугадать аварию невозможно. И называете морозы аномальными, но в прошлом году тоже было холодно, однако таких проблем с отоплением не было. Что случилось в этом году?

Аким города Улугбек Тналиев:
Это объясняется тем, что если в прошлом году изношенность сетей составляла 75 процентов, то в этом году – 85 процентов. В следующем году мы должны поменять те магистральные трубопроводы, которые показывают самый высокий износ.

Lada.kz: О том, что инженерные сети не выдерживают, и они изношены, мы узнали не сегодня. Об этом говорят последние 10 лет. Но тем не менее, власти были не против активной застройки города. Считаете ли Вы, что есть вина прежних руководителей в города в том, что в итоге мы имеем серьезные проблемы с коммунальной сферой?

Аким города Улугбек Тналиев:
Я тоже сейчас обязан развивать инфраструктуру города. Но и параллельно я ответственен за ввод нового жилья. Ведь в очереди за арендным жильем стоят порядка 12 тысяч человек. Конечно, есть ряд вопросов. Но мы сейчас строителям открыто говорим, что МАЭК не обладает дополнительными мощностями. Поэтому мы не даем вас архитектурно-планировочное задание. Техусловия не дают КЖСА, АУЭС. Возможно, мои коллеги думали, что параллельно со строительством новых домов будут дополнительные мощности. В соответствии с этим давались разрешения, строились новые объекты.

Lada.kz: Если бы мораторий на строительство новых объектов ввели намного раньше, как думаете, таких глобальных проблем с отоплением и обеспечением водой можно было избежать?

Аким города Улугбек Тналиев:
Возможно, нагрузка на тепловые сети, была меньше. МАЭК был построен в 1963 году, последняя модернизация проводилась в 89-ом году. Сети комбината были рассчитаны до 29 микрорайона. А у нас застройка ведётся уже в 37, 38 микрорайонах. Сейчас мы открыто говорим, что даже, когда ваши дома будут достроены, мы не гарантируем, что они будут подключены к сетям.

Lada.kz: Есть видео, где Вы встречаетесь с жителями новостройки «Керемет» в 16 микрорайоне. В этом доме нет отопления, есть перебои с электричеством и водой. Люди задали вам вопрос – кто и зачем принимал дом, если он построен с нарушениями. Я думаю, Вам этот вопрос задают часто, что Вы отвечаете людям?

Аким города Улугбек Тналиев:
Мы отвечаем, что да, согласно документам, были даны разрешения на строительство. Но не будем забывать, что есть и незаконно построенные дома. 28 исков подано, по пяти уже принято решение о сносе. Есть ряд вопросов по качеству строительства, и по тому, как выдавались разрешения. Но, как мы знаем, есть мораторий, иной раз наши руки связаны. Уходит много времени на получение талона на проведение проверки. Опять мы приходим к вопросу ответственности застройщиков. Есть законодательство, которое нужно соблюдать, при этом нерадивые застройщики игнорируют законы. Практика Актау уникальная: привлекаются дольщики, разрешительных документов нет, к сетям дом не подключен, зато мы заселяем людей, а потом они атакуют акимат и требуют подключения дома к инженерным сетям. Поэтому мы говорим, до 2026 года приостановите свои незаконные и законные строительства. Мы открыто говорим, мы отопление не дадим. Мы видим, что инженерные сети, которые были заложены до Независимости, свой ресурсный срок прошли. И в Экибастузе, и в Степногорске. Требуется конкретная модернизация, и, может, эти проекты должны были быть начаты давно.

Lada.kz: Надо признать, что сейчас мы, действительно, наблюдаем борьбу с строительством незаконных объектов. Чья эта инициатива? Ведь раньше, как таковой борьбы не было.

Аким города Улугбек Тналиев:
Эта инициатива акима области, который видит чаяние людей. Раньше была государственная комиссия, которая состояла из 10-12 человек. С 2016 года любой многоквартирный дом принимают четыре человека: заказчик, подрядчик, технадзор и авторский надзор. И эти четыре человека отвечают за весь дом. Государство дало возможность бизнесу строить без преград. Они должны были с ответственностью подойти к этому. И теперь люди у нас спрашивают: «как ты этот дом принял?», я отвечаю, что мы этот дом не принимали.

Читайте также: Защищены ли от пожара многоэтажки в Актау

Lada.kz: Это было недальновидное решение государства?

Аким города Улугбек Тналиев:
Я не могу критиковать. Это было правильное решение. Тут стоит вопрос ответственности подрядчиков. Чтобы признать объект незаконным – уходит много времени на судебные издержки. Если бы подрядчики выполняли работу качественно, тогда не было бы критики в адрес государственных органов. И это касается не только застройщиков, но и тех, кто занимается вывозом мусора.

Lada.kz: Вернёмся к вопросу подачи тепла. Вы считаете, что отопительный сезон в этом году провален?

Аким города Улугбек Тналиев:
Нет, ни в коем мере. Подтверждений, которые указывали бы на провал отопительного сезона, нет. Всего в Актау насчитывается 97 тысяч квартир. Из них на один день под ограничение попали порядка 20 тысяч квартир. Самыми быстрыми темпами были проведены работы по восстановлению. Так получилось, что накладка тех погодных условий не позволила нам в нужной мере циркуляцию запустить. В отдельных домах 27, 12, 14, 4 микрорайонов есть сложности. Но это все поправимо. Я благодарю жителей за поддержку, понимание, они помогают нам, они видят, что даже если 100 человек отправить, нужно сначала наладить циркуляцию. Другой вопрос касается ответственности КСК и тех специалистов, которые там работают. Но, как мы видим, специалистов очень мало. Все хотят быть нефтяниками, зарабатывать большие деньги, а кто будет заниматься системой ЖКХ?! Сантехники получают по 300 тысяч, имеют возможность подрабатывать, но никто не хочет работать сантехником. С другой стороны, мы требуем услуги, а сами не платим, поэтому этот вопрос такой двоякий.

Lada.kz: У Вас дома есть отопление?

Аким города Улугбек Тналиев:
Сейчас есть отопление, но в период аварии тоже не было тепла.

Lada.kz: А горячая вода?

Аким города Улугбек Тналиев:
Если есть отопление, соответственно и горячая вода есть.

Lada.kz: Мы побывали в домах 4 микрорайона, и там люди говорят, что у них есть горячая вода, но нет отопления. Как прокомментируете?

Аким города Улугбек Тналиев:
Это связано с циркуляцией. Опять же вопрос к КСК. Если по одной трубе отопление заходит в дом, соответственно, должна быть циркуляция. У нас горячая вода идёт по одному стояку, отопление – по другому стояку. Нужно смотреть наладку в этих домах. Вы про 4-4 или 4-9?

Lada.kz: Да, но жалобы поступают не только от этих домов, 12, 33, 14 микрорайоны. Картина везде одинаковая… батареи у людей холодные.

Аким города Улугбек Тналиев:
Я был в 14, 19 микрорайонах: по магистральной трубе вода доходит, показывает 60-80 градусов, но в квартиры не поднимается, потому что давления нет.

Lada.kz: Учитывая то, с какими трудностями столкнулись жители Актау, горожане могут рассчитывать на перерасчет услуг по теплу?

Аким города Улугбек Тналиев:
Люди имеют право, я об этом и в соцсетях неоднократно писал. В случае, если тепла в должной мере в квартире не было, нужно составлять акт, затем требовать перерасчет у МАЭКа. Кроме того, стоит отметить, что согласно СНиПу, средняя температура в квартирах зимой должна быть не менее 21 градуса, а наши люди привыкли к тому, чтобы было порядка 25 градусов. В Актау климат мягкий, но климат меняется во всем мире, для нас сегодняшние морозы – это аномалия. В десятых числах декабря иметь на улице -10 градусов с таким шквальным ветром – это аномалия, и мы с ней столкнулись. При повышении давления магистральный трубопровод не выдержал.