О ситуации в экономике и способах исправления негативных тенденций ИА Zakon.kz ответил известный экономический обозреватель Тулеген Аскаров. По мнению аналитика, стране нужна максимальная прозрачность всех государственных финансовых потоков.
Какова экономическая ситуация в Казахстане сегодня?
- Есть несколько экономических трендов. Первый и наиболее настораживающий - это то, что идет сокращение экспорта в стоимостном выражении при росте импорта. Цены на нефть устойчиво росли, и страна привыкла жить не по средствам. И компаниями и населением закупалось все импортное. И это терпимо лишь до тех пор, пока экспорт превышает импорт. Пока, слава богу, превышает. Вторая проблема - это то, что бюджет дефицитен. И он был бы еще более дефицитен, если бы из Национального фона нефтяные доходы, а это 8-10 миллиардов не поступали в бюджет. Уже были бы перебои по выплате пенсий и пособий. Ну и, в-третьих, климат сильно сказывается на РК. Засуха становится обычным явлением, все выгорает. И уже у крестьян ходит шутка - к черту эту пшеницу, лучше посажу арбузы. Но арбузами сыт не будешь! Пшеница составляет продовольственную основу экономики страны. В- четвертых, ни как не удается диверсифицировать экономику. Сколько бы программ не принималось, сколько бы премьеры не клали головы на плаху, ну ничего не получается. Трусы, носки, моющие средства - все импортное. Американцы тоже все это тоже завозят, но они производят Боинги, запускают Гуглы и Амазоны. У нас ничего этого нет.
Что нужно предпринять власти в этой ситуации?
- Мы видим, что рынок своей невидимой рукой казахстанской экономикой управлять не может. Ручное управление, о котором говорил Масимов, тоже не дает результатов. Я бы посоветовал посмотреть на то, что делают китайские товарищи. Сейчас там отказались от стратегии вливания больших денег в экономику. Программа мини-стимулирования экономики понравилась всему миру сразу. Суть ее в том, что капиталистическая экономика держится на малом бизнесе, на микро-бизнесе, на индивидуальных предпринимателях. Китайцы освободили этот бизнес от НДС, от налога с оборота. Убрали много административных барьеров для экспорта. Ведь нас тут одевают не крупные китайские фирмы, одевают мелкие китайские предприниматели. Ну и второе, навести порядок на рынке потребительских товаров. Тут везде у нас царят монополии или олигополии и картели. Например, рынок ГСМ, все знают, что бензин должен быть дешевым, а мы платим уже почти доллар за литр. Это же не нормально, и все это понимают. Давайте наведем порядок. Тоже на лекарственном рынке, рынке жилья. Здесь должно быть больше прав и полномочий у антимонопольных органов. Это очень просты меры, которые работают за рубежом.
Но можно ведь поправить ситуацию и за счет экономии бюджетных средств?
- Да, нам не мешало бы провести доскональный публичный аудит и по тем 10 миллиардам долларов, которые куда-то делись. Куда даже Президент не понял. И публично, через СМИ, с участием тех людей, которые распределяли деньги, которые их осваивали, объяснить и показать - куда были вложены эти деньги. Но необходим о говорить не только о тех деньгах, которые были выделены в кризис как господдержка. Необходимо говорить и о тех деньгах, которые каждую минуту, 24 часа в сутки буквально расхищаются. Необходимо придать использованию бюджетных средств публичный характер. Чтобы в реальном времени любой гражданин мог в интернете посмотреть - вот бюджет Алматы, столько выделено, столько освоено, куда пошли эти деньги. Он живет на проспекте Алтынсарина и видит - там вскрыли положенный в прошлом году асфальт. А в интернете видит - кто не соединил трубы под асфальтом и сколько продлится ремонт, и сколько это стоит налогоплательщику. Ну и, второе, давно уже Счетный комитет просит наделить его более широкими полномочиями. Сейчас он может контролировать только те деньги, которые идут из республиканского бюджета. И контролирует, кстати, не плохо! Отчеты комитета читаешь, там правда - правда о том, как наше чиновничество ворует деньги. Правда с фактами и аргументами. Но, нужно дать ему полномочия проверять и местные бюджеты - от областей и городов до районов. И заниматься внебюджетными фондами. Нужна публичность. И задача должна быть не арестовать, а разобраться и опубликовать. А потом пусть суды принимают решения.
Какова тут может быть роль граждан страны?
- Не секрет, что в западных СМИ нас называют нас «Казахстан Лимитед» или «ТОО Казахстан». Потому что ТОО не публикуют финансовой отчетности и не прозрачны публично. Нам нужно идти к стране - Акционерному обществу, в котором граждане - акционеры, а власть - управляющие менеджеры, работающие в интересах акционеров. И тут ничего не надо придумывать, механизмы такого корпоративного управления были созданы в США задолго до того как там были оформлены все демократические права и свободы. Что такое корпоративное управление - в тех руководящих органах, где принимаются решения о расходовании денег, половина членов совета директоров должны быть независимыми. Компетентными людьми, приглашенными со стороны - это общественные деятели, бизнесмены с безупречной репутацией. Это первое, а второе - это публичность. Нужно установить публичный порядок публикации исполнения бюджетов всех уровней. От республиканского до районного. Например, годовой бюджет Алматы около 2 миллиардов долларов. Сопоставим с бюджетом крупной корпорации. Хорошо, если тот же акимат будет отчитываться перед акционерами - горожанами хотя бы ежемесячно, а лучше в режиме реального времени, ежедневно. И в те органы, что распределяют бюджетные деньги через госзакупки, должны быть введены независимые представители от общественности, от сми и от бизнеса. Власти выгодно приучить граждан контролировать саму власть. Это выгодней финансово и абсолютно коррупционно безопасней, чем держать армию госнадзирателей. Налогоплательщики должны чувствовать себя акционерами страны. Это может стать, кстати, отличной национальной идеей. Гражданин-акционер должен быть заинтересован знать, почему его городское АО строит дорогу за непомерную цену, а его АО Государство тратит деньги на какие то проекты. А эти АО обязаны отвечать перед своим акционерами-гражданами.