Четверг, 28 Марта
+8...+8
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 449.58 KZT
  • €1 = 486.94 KZT
  • 1 RUB = 4.86 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

«Нам не надо ничего рисовать и приукрашивать» - Карим Масимов

Просмотров:4582 Опубликовано: 23-01-2012, 15:46
«Нам не надо ничего рисовать и приукрашивать» - Карим Масимов
Уроки Жанаозена, новая антикризисная программа «второй волны» и пределы интеграции в рамках Единого экономического пространства – об этом премьер-министр Казахстана Карим Масимов рассказал в интервью «Газете.Ru» сразу после утверждения в парламенте.


– Вы поставили вопрос о доверии правительству перед новым парламентом. Большинство поддержало вашу кандидатуру. Восемь депутатов были против. Какие у них претензии к вам?

– У нас трехпартийный парламент. Я кандидат от правящей партии, те восемь кандидатов – от других партий. Одна из них коммунистическая – они считают, что я слишком «правый». Другая партия правая – они считают, что правительство недостаточно рыночное.

– Можете ли вы сказать, что Таможенный союз полноценно функционирует? Какие направления в реализации этого проекта требуют доработки? Замечаете ли вы факт перерегистрации российских предприятий на территории Казахстана из-за более благоприятного налогового режима?

– Каждая страна должна делать все, чтобы именно к ней перетекал бизнес. Власти обязаны создавать для бизнеса благоприятные конкурентные условия. Вот в этом все дело. Мы работаем в этом направлении, но мы не хотим, чтобы это влияло на стабильность других стран. Что касается Таможенного союза – он полноценно функционирует.
ЕЭП же, созданное с 1 января этого года, еще предстоит совершенствовать.
Но альтернативы этому нет все равно.

– Остается ли в планах правительств стран Таможенного союза унификация тарифов естественных монополий?

– Есть договоренности, как мы будем двигаться в этом направлении. Для унификации потребуется время – в течение трех лет.

– Как вы оцениваете назначение Виктора Христенко на пост главы интеграционной комиссии? Какие задачи стоят перед чиновником, когда будет сформирована полноценная управленческая команда?

– Я его очень уважаю. Очень квалифицированный человек. Команда сформирована: там девять человек – по три от каждой страны. Бюджет определен. Место для работы есть. Насколько я понимаю, 1 февраля они приступят к работе.

– Солидарны ли вы с идеей развития ЕЭП в сторону более глубокой политэкономической интеграции в формате Евразийского союза? При каких условиях это возможно и нужно ли это Казахстану? Вернулась ли в повестку дня тема валютной интеграции, о которой ранее говорили Владимир Путин и Александр Лукашенко?

– Тема валютной интеграции на данном этапе в рамках ЕЭП не стоит. Возможно, когда-то мы к этому подойдем, но пока об этом говорить рано. Опыт Европейского союза показывает, что проводить монетарную политику без единых механизмов фискальной политики неоправданно: возникают проблемы.
Надо к этой теме подходить очень взвешенно, чтобы потом не кусать локти. В Европе сначала объединились из политической целесообразности, а потом экономические проблемы догоняют и так больно бьют хвостом, что летишь очень далеко.
Нашим странам к валютной интеграции идти надо, хорошо подготовившись.

– Интеграционные процессы повышают устойчивость национальной экономики в период кризиса или, напротив, делают ее более уязвимой?

– Со всей ответственностью заявляю, что при грамотной макроэкономической политике интеграция повышает устойчивость экономики – и в условиях кризиса, и в спокойные времена.

– Через несколько дней после столкновений в Жанаозене были отправлены в отставку руководители компании «Казмунайгаз» и фонда «Самрук-Казына». Будут ли в связи с этим пересмотрены вопросы об увольнении сотрудников «Казмунайгаза» и «Озенмунайгаза» за участие в забастовках? Будут ли удовлетворены требования нефтяников о повышении зарплат за счет так называемого коэффициента за вредность? Подтвердились ли факты двойной бухгалтерии на предприятиях – разницы между отчетными документами и реальными зарплатами рабочих?

– Жанаозен – очень больная тема для правительства, для всех казахстанцев. Впервые на территории Казахстана возник конфликт такого уровня. Причин возникновения конфликта – и тех, которые лежат на поверхности, и более глубоких – очень много. Прокуратурой и другими правоохранительными органами ведется расследование.
Не хочу заранее комментировать и что-то говорить за правоохранительные органы, но конкретные заказчики, конкретные исполнители, кто за что отвечал – все это уже установлено и будет оглашено. Будет суд.
Есть глубинные причины такой ситуации. Мы это сейчас изучаем вместе с региональными властями. Если подтвердится двойная бухгалтерия, виновные пойдут по уголовным статьям. Правительство в любом случае более активно будет решать проблему моногородов, таких как Жанаозен. В нем вся жизнь была завязана на нефтяной отрасли. Таких моногородов в Казахстане много. И в России, и в других странах они тоже имеются.
Сколько ни делай для диверсификации экономики, для поддержки малого бизнеса, это не работает в таких городах.
Мы решили создавать малые предприятия за счет государственных ресурсов с последующей их приватизацией.

– Какого профиля компании будут созданы в Жанаозене?

– Жанаозен находится близко от туркменской границы. Мы протянули туда железную дорогу. Через Туркмению одним концом она выходит в Афганистан, другим – в Персидский залив. На границе появляется большой транспортно-логистический узел с рабочими местами.
Но проблема в том, что люди, которые там проживают, не обладают профессиональными навыками для работы в транспортной сфере. Правительство планирует взять на себя расходы по их обучению и переобучению.
Мы извлекли еще и такой урок – низкое качество профсоюзов. У работающего населения должен быть канал, чтобы донести до работодателя, до правительства те проблемы, которые есть. Причем на ранней стадии возникновения проблемы. Нужны профсоюзы, которые могут разделить часть ответственности за разрешение конфликтных ситуаций. В Жанаозене роль переговорщиков взяли на себя не совсем добросовестные люди, которые подтолкнули ни в чем не повинных людей к конфликту. Это горький опыт.

– Будет ли отменен досрочно режим ЧП?

– Если стабилизируется ситуация, будет отменен досрочно. Пока все идет как идет.

– Планируется ли допуск в Жанаозен представителей международных правозащитных организаций, в частности Human Rights Watch и Amnesty International? Позволят ли им встретиться с задержанными?

– В данный момент не могу ответить на этот вопрос.

– Во время забастовок нефтяников в Актау, уже после трагических событий в Жанаозене, с бастующими вели переговоры представители акимата, обещая решить вопрос об их трудоустройстве. Сколько человек получили работу по результатам этих переговоров? И на каких предприятиях?

– Компания «Казмунайгаз» после событий в Жанаозене создала два предприятия в соседних городах. Специально создали, чтобы была работа у людей. На эти предприятия принимаются все желающие, с той же самой зарплатой, что была у нефтяников. Большая часть людей приняла эти предложения. Но не все согласились.

– Сколько человек трудоустроено?

– Более тысячи.

– В чем причина трагедии? Разделяете ли вы мнение о причастности политических эмигрантов из Казахстана к координации событий в Жанаозене или они стали следствием коррупции на уровне госкомпании? Планируют ли власти Казахстана в связи с этим дополнительные антикоррупционные программы?

– Тема коррупции однозначно присутствовала в Жанаозене. И не только в Жанаозене, а в целом в экономике нефтяной компании, несмотря на то что мы жестко с этим боремся. Мы подали заявку на вступление Казахстана в ОЭСР. Я лично считаю, что опыт мировой практики, накопленный ОЭСР по борьбе с коррупцией, большой и положительный. Наша полиция работает с ОЭСР. Готовится ряд изменений в законодательные акты по внедрению в Казахстане лучших практик ОЭСР.

– Более жесткое наказание для коррупционеров?

– Само по себе ужесточение ничего не даст. Нужно бороться с этим злом комплексно. В ОЭСР мы подали заявку по четырем комитетам: развитие индустриальной политики, инвестиционной политики, развитие сельского хозяйства и по борьбе с коррупцией. Приехала группа экспертов ОЭСР, и сейчас они помогают нам разработать, в том числе, и антикоррупционную программу, основываясь на лучшем мировом опыте.
Есть несколько пунктов антикоррупционной программы, которые крайне необходимо сделать. Они не покажутся вам фантастическими. Но, если вдуматься, они фундаментальны.
Это независимость судебной системы, более прозрачная структура собственности и госуправления, развитие корпоративного управления, вовлечение в корпоративную практику независимых директоров, развитие электронной системы госзакупок, то есть публичность процесса предоставления информации по госзакупкам. Кстати, по госзакупкам у нас начала реализоваться совместная программа с Россией в рамках Единого экономического пространства.

– Влияет ли социальная напряженность на сроки реализации экономических программ Казахстана и на интеграционные процессы в рамках Единого экономического пространства, с учетом того что и для России в выборный период, и для Белоруссии тема обострения отношений в обществе актуальна?

– Социальная напряженность есть в Жанаозене, но в целом по стране ее нет. Ничего не скажу про Россию и Белоруссию. А в Казахстане нет никакой социальной напряженности. У нас по прошлому году рост экономики составил 7,5%. Уровень безработицы – 5,3% по стандартам Международной организации труда. Казахстан уже перешел на отчетность по МОТ. А показатель ВВП на душу населения в 2011 году – $11300. Все цифры, которые я перечислил, подтверждены международными институтами.
Нам не надо ничего «рисовать» или приукрашивать в отчетах. Это реальная картина.

– Разрабатывает ли Казахстан антикризисный план на случай «второй волны» в 2012–2013 годы по аналогии с программой 2008—2009 годов? Какие меры и какой объем финансирования предусматривает новый антикризисный план?

– Вторая волна кризиса началась, я считаю. Новая программа почти готова, мы ее в ближайшее время обнародуем. Она отличается от предыдущей по трем основным пунктам. Первое дело – макроэкономическая стабилизация. Если мы макроэкономическую стабильность не сохраним, никакие другие антикризисные меры не помогут.
Второй вопрос – создание рабочих мест. Планируем держать безработицу не выше нынешнего уровня, понимая, что в условиях кризиса неизбежно часть компаний обанкротится.
Третье направление – стимулирование малого и среднего бизнеса. Не за счет налоговых послаблений: у нас налоги и без того очень низкие. Будем еще больше стимулировать внутренний спрос.
Тут есть два способа: можно построить предприятие за счет казны, а можно создать спрос, чтобы действующее предприятие заработало в полную силу. Это будет делаться, например, в сфере строительства.

– В России стартовала антикоррупционная кампания, обязывающая госструктуры раскрывать бенефициаров своих контрагентов. Готовы ли казахстанские партнеры Сбербанка и «Газпрома» удовлетворить это требование?

– Если будет обращение со стороны России – да. Но раскрытие бенефициаров – это не решение проблемы коррупции.

– Какие перспективы развития российско-казахстанских космических проектов? На космодроме Байконур создается комплекс «Байтерек» с использованием российской ракеты-носителя «Ангара». Роскосмос заявил свою цену на инфраструктуру – $1,6 млрд – и предлагает строить за счет средств, которые Россия платит за аренду Байконура. Вы поддерживаете этот вариант? Порядок финансирования уже определен?

– Идут консультации, решения пока нет.

– Планирует ли Казахстан форсировать переговоры с Россией по запуску на орбиту своего космонавта?

– Планируем. Но тут от России и Казахстана мало что зависит. Это международный проект – все решает консорциум стран. Когда-то в прежние времена Нурсултан Назарбаев мог обратиться к Борису Ельцину – тот нажимал на кнопку, и два наших космонавта полетели. Сейчас таких возможностей нет. Никто единолично не может сказать: «Запускайте казахов в космос». Запуск в космическое пространство – дело престижа.


Источник: Газета.ру
Поделись с другими:
 
Нашли ошибку? Сообщите об этом нам.

Комментарии ( 7 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Dr.Zlo (Гости) 25 января 2012 16:25
Цитата: arab
нидавно был похожий случай типа Жанаозеня за границей, там никто не применял боевого оружия. Были использованы только водометы и спец. средства. Какого спрашивается у нас дошло до этого или у нас боевые действия шли в это время.

prostite Ну я не знаю о каких событиях Вы говорите конкретно, но что то не могу вот так навскидку вспомнить, что бы где то граждане во время массовых беспорядков громили город, нападали на госучреждения и что бы их только водой поливали. Сколько было выстрелов по полиции из толпы картечью и дробью, видели видео? А теперь полицейских ещё и пытаются к ответственности привлечь!
Да в Европе если бы хоть просто выстрел был бы произведен в направлении полицеских, толпу просто пулеметами бы положили, поэтому там максимум что делают - камями кидаются и палками. Посмотрите видео. Видели хоть раз, что бы в Европе гражданин замахивался на полицейского, пусть даже во время беспорядков? Да никогда, он себе скорее руку откусит, ибо знает - за это пожизненно светит или смертная казнь. Не думаю, что "резинострелы" или водометы проблему бы решили, явно все это было хорошо организованно и нападающие были подготовлены.
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Dr.Zlo (Гости) 25 января 2012 16:14
Кстати Масимов довольно логично рассуждает. Я согласен с ним в том, что действующее законодательство у нас довольно жесткое по отношению к коррупционерам. У нас проблема в другом - в неотвратимости наказания. ДА, ловят коррупционеров, но до суда доходят единицы дел, и это дает плохой пример другим "Акима взяли со взяткой, но что оформлении допустили грамматическую ошибку и его отпустили, так что мне тоже можно не бояться брать, все равно суд какую нибудь ошибку найдет!"
Но с другой стороны и излишне затягивать гайки тоже не стоит, ибо здесь в случае ошибки может и невиновный пострадать. Это уже задача парвительства и Масимов правильно её понимает. Как бы вот только сделать, что бы и простых людей закон так же защищал?
 
Не поддерживаю Поддерживаю
пипл (Посетители) 24 января 2012 11:07
arab,
Да потому что у нас не было травматов и спецсредств.
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Ermyndo (Посетители) 24 января 2012 11:07
Мда уж, ну и лепешки... cry

АХТУНГ!
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
гений (Гости) 23 января 2012 22:42
– Если стабилизируется ситуация, будет отменен досрочно. Пока все идет как идет.

Да нет. Пока не заставят молчать всех про всю правду не отменят.А этот процесс долгий!
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Рavlal (Гости) 23 января 2012 21:25
Есть несколько пунктов антикоррупционной программы, которые крайне необходимо сделать. Они не покажутся вам фантастическими. Но, если вдуматься, они фундаментальны.
Это независимость судебной системы, более прозрачная структура собственности и госуправления, развитие корпоративного управления, вовлечение в корпоративную практику независимых директоров, развитие электронной системы госзакупок, то есть публичность процесса предоставления информации по госзакупкам. Кстати, по госзакупкам у нас начала реализоваться совместная программа с Россией в рамках Единого экономического пространства.

А как интересующийся обыватель сможет проверить достоверность?Тут даже думать не надо-никак.Для кого тогда весь этот цирк?Проще говоря,даже если всё озвученное реализуется,то в процессе реализации мздоимцы напридумывают других путей своего дохода nini
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.


Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter