Пятница, 19 Апреля
+18...+18
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 447.4 KZT
  • €1 = 477.55 KZT
  • 1 RUB = 4.76 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

В Казахстане предлагают возродить традицию выплаты калыма

Просмотров:20720 Опубликовано: 19-02-2015, 16:00
В Казахстане предлагают возродить традицию выплаты калыма
Казахстанские этнографы говорят о необходимости изучить и возродить выплату калыма. В современном мире эта традиция может существовать, как банковская гарантия для молодой женщины и улучшить социальное положение новой семьи, а, с другой стороны, это необходимо для сохранения этнокультурного облика казахов в век глобализации, считают специалисты. Тем более, что многие современные семьи соблюдают этот обычай, только в измененной форме.

По традициям казахской свадьбы, сторона жениха должна уплатить стороне невесты калың мал или калым. В старину его выплачивали, в основном, скотом. Размер калыма зависел от достатка и состояния сватающихся. По словам этнографов, сегодня, соблюдающие традиции казахстанцы, предпочитают выплачивать калым деньгами.

«Калым сейчас имеет другую форму. Это называется трансформацией, потому что с развитием общественно-культурного уровня меняются многие вещи. Например, образ мышления, язык, этика, эстетика. Поэтому изменился и этот обычай»,- говорит этнограф Бабакумар Кинаятулы.

По мнению наблюдателей, обычаи и традиции казахского народа в стране активно соблюдают и придерживаются жителей южных регионов страны. Это подтверждает 30-летняя казахстанка Сара Баялиева. Она родом из Кызылординской области и с детства видела, как ее родители чтили и выполняли требования казахских традиций. Поэтому, когда Сару выдавали в 30-летнем возрасте замуж, ее братья и сестры пошли по стопам родителей. Однако, сторона жениха не оправдала ее ожидания, на что Сара до сих пор обижена. По ее мнению, родственники мужа должны были заплатить за нее не меньше 5 тысяч долларов США. Потому что она имеет два высших образования и приличный опыт работы.

«Мои родственники, вместо приданого, хорошую сумму денег дали, но этих денег, конечно, не хватило на покупку квартиры. Если бы родители мужа заплатили за меня калым, то из общей суммы - мы могли бы хотя бы комнату в общежитии купить. Так, как они этого не сделали, нам приходится жить в однокомнатной квартире моего племянника. У нас традиции и обычаи хорошо в семье соблюдаются и я привыкла к такому, и мне обидно, что родители в меня столько вложили, а в итоге - я с детьми сейчас бедствую и не знаю, где буду жить, когда племянник женится», - говорит молодая мама Сара.

Казахстанские этнографы уверены, что старый обычай казахов по выплате калыма необходимо изучить и возродить.

«Раньше калым воспринимали, как банковскую гарантию. Берут калым, за счет этого - строят дом, покупают все необходимое и, пожалуйста, живи. Сейчас покупают квартиру. Потому что невестка дальше должна будет учиться, совершенствоваться, должна родить детей, должна будет за собой ухаживать, следить за своим здоровьем. Все это требует денег, а где она их возьмет? Вот это и есть калым»,- считает этнограф Бабакумар Инаятулы.

Автор пособия "Ситуативный казахский" Канат Тасибеков в своей книге описывает казахские традиции и обычаи, при этом дает советы, что необходимо говорить или как себя вести при определенных обстоятельствах. Для этого он постоянно изучает традиции своего народа. И по его словам, он за полувековую свою жизнь не слышал, чтобы казахи платили калым. Поэтому считает, что такой обычай и возрождать не стоит.

«Этого нет просто. Потому что мы же тоже не в безвоздушном пространстве живем. У меня тоже есть родственники и друзья из Шымкентской области (нынешняя Южно-Казахстанская область- прим "Радиоточка"). Калым – это экономическая категория, но сейчас у нас нет таких условий экономических, чтобы заплатить для того, чтобы себе жену купить, это же как выплата. Сейчас экономические условия поменялись. Раньше это было. Калым выплачивался и его выплачивали постепенно. После сватовства выплачивали первую часть, потому что цена была высокой и не сразу могли выплатить, только богатые могли сразу заплатить. Средние казахи выплачивали частями», - говорит Канат Тасибеков.

Социологи также говорят о необходимости исследования вопроса калыма - как и в каких регионах он обязателен? .

«Конечно, казахи платят калым, но данных об этом нет. Надо исследовать, но просто мы отдельно казахов никогда не опрашиваем. Это надо изучать, потому что обычай называется по-старому, как калым, а по факту выглядит, скорее как подарки. У нас старые обычаи возрождаются в новых обличьях. Поэтому иногда кажется, что это другое что-то, а в реальности это тоже самое»,- говорит социолог Гульмира Илеуова.

Современные казахи в нынешнее время обязательно дарят подарки родственникам невесты, но среди них есть и те, кто сокращает количество этих подарков до минимума, например, очень часто сегодня не дарится «киіт» (это когда отец девушки наделяет сватов подарками, - прим. "Радиоточка"). Объясняют это, в основном, тем, что сегодня это лишняя трата и лучше сохранить деньги для будущей семьи.


Источник: Радиоточка
Поделись с другими:
 
Нашли ошибку? Сообщите об этом нам.

Комментарии ( 28 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
-1
Не поддерживаю Поддерживаю
АДАЙ (Посетители) 20 февраля 2015 13:44
Могой,
Да и такое бывает.
 
-1
Не поддерживаю Поддерживаю
Швейк (Посетители) 20 февраля 2015 13:22
Могой,
Респект, дружище, в яблочко!! applause
 
Не поддерживаю Поддерживаю +3
Могой (Гости) 20 февраля 2015 13:04
Цитата: АДАЙ
А вообще никто не отменял калым. Господа ученые, депутаты, министры займитесь экономикой страны. А мы народ сами разберемся дать калым или не дать калым.

Мне так кажется они и занимаются экономикой страны. На будущее. Узаконить калым. Облагать его налогом. Отменить все программы, связанные с обеспечением молодых семей жильем - мол есть калым, вот и покупайте на него себе хату. А потом и все соцвыплаты отменят по уходу за новорожденными гражданами РК. Вот попрет тогда экономика на сэкономленном. Есть опыт женитьбы сына. Затратное, скажу вам, занятие. В конвертиках - денежки. Подарки - родителям. Серьги на ушки. А потом еще и на кудалык список на 80 человек, во-видимому, принимавших прямое участие в воспитании дочери. Маме- норка, папе - дубленка. А еще и нам на шею повесили ее учебу в универе. Все это мы выдержали. А куда деваться, ради сына все. Только вот вопрос: неужели родители не задумываются о том, что свою дочь они всем этим просто унижают ? У наших знакомых после всех этих пышных свадеб и кудалык дети быстренько разошлись, не ужились. Разошлись без шума и скандала. А вот родители еще долго воевали, в судебном порядке, с видеодоказательствами о подарках возвращали друг другу подарки и денежный эквивалент дочери. Традиции - традициями. Да, конечно, одаривали наши предки друг друга скотиной, коих было бесчисленно. Только сейчас сами мы превращемся, к сожалению, в эту самую скотину. Увы...
 
-7
Не поддерживаю Поддерживаю +1
ффф (Посетители) 20 февраля 2015 12:27
Цитата: Ножык
Продажа дочери, прикрываемая обычаями хуже чем продажа негров. А уж покупка так вообще.

о какой продаже дочери речь? Вы, видимо, представляете себе некий рынок, на котором девушек выставляют как товар? Молодые сами принимают решение о свадьбе, родственники уже потом договариваются обо всех тонкостях, в том числе о том, будет ли калым. Воспринимается калым не как плата за девушку, а как помощь стороне невесты, которая несет значительно большие расходы по приданному.

Рейтинг льгот не дает. Не старайтесь
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Ermyndo (Посетители) 20 февраля 2015 01:54
Казахстанские этнографы


Это те, которые хотели доказать что японцы от казахов произошли? rofl

Это подтверждает 30-летняя казахстанка Сара Баялиева

когда Сару выдавали в 30-летнем возрасте замуж


Насколько мне известно в таком возрасте у казашек уже и муж и пара короедов имеются )))

По ее мнению, родственники мужа должны были заплатить за нее не меньше 5 тысяч долларов США. Потому что она имеет два высших образования и приличный опыт работы


продешевила Сара. Мне кажется калым должен исходить из соображений стороны жениха, а тут такая мадам с 2 высшими образованиями, обиженная на все и вся, поставила себе ценник в 5000 бакинских. Позор тебе Сара...

Собачий бред а не новсти. Лучше бы действительно экономикой или еще чем полезным занялись бы, горе этнографы...

АХТУНГ!
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Лиза (Посетители) 20 февраля 2015 01:16
Цитата: АДАЙ
алым?! За что?! За то, что в большинстве случаев невестки приходят в дом жениха абсолютно неподготовленными своими родителями к супружеской жизни?!

Цитата: xerox
Согласен Но ради справедливости надо заметить, что и парни ушами хлопают. Это Они должны в первую очередь понять кого приволочь домой. Большинство об этом не задумываются, т.к. все мысли о природных потребностях.


Согласно с вами! Будут платить калым или нет, самое главное, надо ответственность чтобы несли за брачный союз. Все-таки Брак это не только роскошная свадьба и удовольствие с любимым человеком, но и дети, которые из-за таких вышеперечисленных идиотов потом и страдают больше всех.
Не только от развода родителей страдают, но и от того что родители уже в утробе их заражают букетом венерических инфекций. Нагуляются, накурятся, напьются - и рожают детей с раковыми заболеваниями! А потом удивляемся почему увеличивается онкобольные - может экология, может продукты не натуральные?!
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Барабашка (Посетители) 19 февраля 2015 23:56
Что за новости пошли токал,калым?
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Trikster (Гости) 19 февраля 2015 23:38
Как известно, основной формой традиционного брака у казахов являлась женитьба посредством сватовства (куда тусу) и выкупа невесты за калым (калыммал). Обычно калым носил натуральный характер. Величина его зависела от социального и имущественного положения семей жениха и невесты, а также от личных качеств, достоинств самой невесты. Решив породниться, родители будущих супругов договаривались о размере калыма и о сроке его выплаты. КАЛЫМ. ТРАДИЦИЯ УПЛАТЫ КАЛЫМА У КАЗАХОВ.
 
-2
Не поддерживаю Поддерживаю +1
Ножык (Гости) 19 февраля 2015 23:15
Цитата: ффф
только человек, совершенно не знакомый с казахскими обычаями может это считать покупкой рабыни.

Или наоборот, очень хорошо с ними знакомый.

И казахские традиции здесь совершенно ни при чем. Калым это не казахский обычай. Вернее не только казахский.

У всех народов были, есть и будут традиции и обычаи, как хорошие так и позорные. Цивилизация идет вперед, и постепенно люди понимают, что такое человек, личность, его права, свободы и т.д. Продажа дочери, прикрываемая обычаями хуже чем продажа негров. А уж покупка так вообще.
 
-7
Не поддерживаю Поддерживаю +2
ффф (Посетители) 19 февраля 2015 23:03
Как платили калым, так и платят. И только человек, совершенно не знакомый с казахскими обычаями может это считать покупкой рабыни. Это прежде всего уважение к девушке и ее родным, признание ее достоинств.

Рейтинг льгот не дает. Не старайтесь
 
Страницы:
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.


Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter