Потребительские расходы населения Казахстана составляют 94% от доходов, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на пресс-службу саммита Ритейл Бизнес Казахстан-2015.
На II Международном бизнес-саммите Retail Business Kazakhstan 2015 были подняты темы современной покупательской способности населения, а также общественно-политические настроения и их влияние на экономику. На сессии «Мега аналитика» эксперты рассмотрели вопросы динамики потребительского кредитования, главные тенденции на рынке коммерческой недвижимости, влияние текущей экономической ситуации в Казахстане на рынок FMCG.
Петер Горанов, директор департамента стратегического консалтинга и оценки, Scot Holland LLP, Part of the CBRE Affiliate Network, Agency & Development, дал оценку покупательскому поведению казахстанцев.
«Потребительские расходы населения составляют 94% от доходов. Казахстанцы тратят все. Это плохо. Если говорить о структуре расходов, то 42% из 94% тратится на еду. Во многих западных странах существует такой показатель: если на еду тратится 20% - это опасный признак. Что уже тогда говорить о Казахстане? Для покупки бытовой электроники, фэшн, путешествий остается не так уж и много», — говорит он.
Эксперт напомнил, что бюджет РК рассчитывается, исходя из цен на нефть. По его мнению, ожидается вторая волна девальвации.
«Мне кажется, что без нее нельзя обойтись. Рубль упал, казахстанский экспорт из-за этого страдает. Чтобы был паритет в бизнесе, нужна девальвация. Отмечу также неуверенность в завтрашнем дне со стороны потребителей. До кризиса люди тратили деньги охотнее. С момента девальвации 40% потребителей меньше ездят отдыхать, стали меньше ходить по ресторанам», — отметил специалист.
«Многие арендодатели до сих пор не хотят понять, что кризис снова наступил, — говорит Горанов. — Они не хотят обсуждать более гибкие условия аренды. Есть успешные в этом отношении бизнесмены, но их немного. И еще один, крайне важный момент: в Казахстане слишком много бюрократии, слишком много требуется разрешений, рецензий, и все это опять же сказывается на конечном потребителе».
На вопрос о том, силен ли в чем-то казахстанский рынок, эксперт ответил, что его сила – в молодости
«Нам есть куда расти. Таможенный союз открыл рынок в 170 млн чел, и при определенных экономических условиях РК будет иметь возможность постоянно расширять свой рынок. Тем более, что население страны становится все более грамотным и современным, люди все меньше хотят покупать товары на барахолке, они идут всей семьей в торговые центры», резюмировал П.Горанов.