Четверг, 28 Марта
+8...+8
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 449.58 KZT
  • €1 = 486.94 KZT
  • 1 RUB = 4.86 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

Ермек Турсунов: "Оскар - это орехокол, а нам нужна культура"

Просмотров:2681 Опубликовано: 3-09-2015, 10:09
Ермек Турсунов: "Оскар - это орехокол, а нам нужна культура"
Иллюстрация: voxpopuli.kz
Фильм «Жат» известного казахстанского кинорежиссёра Ермека Турсунова выдвинули на соискание премии Американской киноакадемии "Оскар". Мировая премьера картины состоится на международном кинофестивале в Торонто в сентябре в рамках программы Contemporary world cinema. О том, что статуэтка для режиссёра не самоцель, о скандальном совещании с участием министра Мухамедиулы и девальвации ценностей Ермек Турсунов рассказал Радиоточке.

– Ермек, как вообще выглядит процедура отбора и выдвижения местного кино на «Оскар»?

– Есть местный оскаровский комитет. Это такая, наверное, общественная организация. Я точно не знаю, в ней то ли семь, то ли девять членов. Это все известные кинематографисты, заслуженные люди. Председатель комитета – Сатыбалды Нарымбетов. Во всяком случае, это профессиональная организация, которая занимается селекцией, отсматривает и отбирает картины, которые должны представлять Казахстан на фестивале.

– Был ли реальный «конкурс» и с кем конкурировала твоя картина?

– Нет, это же не фестиваль, это люди, которые отбирают картины, снятые за последние год-два, и голосуют. Я не знаю, я не был сам никогда на этих собраниях, тем более я не член этого комитета. Хотя это моя третья картина, которая выдвигается от Казахстана на «Оскар». Сначала это был фильм «Келiн», потом «Шал». Надо сразу уточнить: в СМИ была неточность. Это не номинация, это первый этап, когда страна предлагает картину на рассмотрение оскаровского комитета. Там четыре тура: лонг-лист, шорт-лист, потом финал, в финале около пяти картин – вот это и есть номинация.

– Если бы ты был членом месткома, какую картину рекомендовал бы?

– За последний год я не видел ни одной казахстанской картины. Есть картины, которые не готовы еще. Я видел разве что «Аманат» Сакена Нарымбетова на премьере. Очень серьезная, профессиональная картина, а больше-то кино местного производства я не видел. Поэтому вопрос «за какую картину бы я проголосовал» отпадает сам собой.

– Твоим «непоклонникам» третье выдвижение турсуновской картины напоминает наши бесконечные притязания на Нобелевскую премию мира…

– Я не вижу в этом ничего плохого. Есть, видимо, люди со здоровым честолюбием. Что касается лично меня, то такой самоцели – непременно получить «Оскар» – у меня нет. Лет 10-20 назад я бы, конечно, бегал с горящими глазами, ломился и уже отрепетировал бы перед зеркалом речь со сцены Китайского театра в Лос-Анджелесе, а сейчас этого нет. И не то чтобы я такой усталый, пресыщенный призами мэтр. На самом деле было такое, когда первое время я ходил мимо ярмарки тщеславия и у меня много разных «орехоколов» (призов) пылится в шкафу. Со временем это проходит. Тут я говорю за себя, потому что у кого-то, может, эта патология не проходит. А я давно уже успокоился и совершенно твердо могу сказать, что работаю не за призы и не на то, чтобы меня признало мировое сообщество. Я занимаюсь тем, что мне нравится, что я люблю делать. Тем, что как я считаю, могу делать. А разве при этом нужны человеку оценки, похлопывания по плечу вперемешку со словами: «Молодец! Молодец, что ты этим занимаешься». К похвале и к порицанию отношусь одинаково. Что до «Оскара», то существуют фестивали, и ты не можешь снимать только для себя, это делается для людей, поэтому отправляешь куда-то свои картины. То, что меня снова выдвинули от Казахстана, – это еще одна какая-то приятность. А то, что вокруг этого ломаются информационные копья, то в футболе говорят: «Стабильность – признак класса». Режиссера видно по второй картине. Первая, как правило, удается чаще всего.

– А что для тебя американский «Оскар»?

– Этот «Оскар» как в спорте: вот есть олимпийская медаль… Я не люблю соревнований в творческих вещах, но есть установленные правила. Вот победил наш боксер на Олимпиаде – вся страна радуется; в Лигу чемпионов «Астана» прошла – я счастлив. А вот в творческих союзах с этим большие проблемы: люди не умеют радоваться за коллег. Когда там какая-то родная казакпайская фамилия замелькает, в хорошем смысле слова, на международной арене, я всегда радуюсь. Все эти люди так или иначе работают на флаг страны. Поэтому для меня «Оскар» не самоцель, а возможность представлять страну. Тем более что я уже много раз бывал на разных церемониях за рубежом, и, когда поднимают флаг, это непередаваемые ощущения. Так что это, как говорится, за родину и за флаг, а не за личный престиж. Мое «Я» где-то на пятом-шестом месте.

– Без ложной скромности: тебе нравится «Жат», испытываешь ли ты чувство глубокого удовлетворения?

– Знаешь, что мне рисоваться? Я из породы людей сомневающихся. У меня еще ни разу не было полного удовлетворения от того, что я написал, снял, чтобы я сказал себе: «О, вот это у меня классно получилось». Нет. Что касается кино, то это вещь очень уязвимая, потому что кинематограф – синтетическое искусство. Его нужно постоянно «вылизывать». Монтаж, озвучание, музыка. Очень много нюансов. Как минимум мне за эту картину не стыдно. Это я могу сказать уверенно. Фильм сделан на серьезном уровне. Я уже от процесса немножко отошел и могу оценивать. Звук писался в очень серьезной студии во Франции; композитор – Куат Шильдебаев, я считаю, это непризнанный гений в нашем культурном пространстве; оператор – Мурат Алиев, один из самых сильных кыргызских операторов; были заняты все лучшие на сегодня казахстанские актеры, поэтому по ремеслу там все на месте. Дело за оценкой картины. У Казахстана нет победных традиций на серьезных кинофестивалях категории А. Да, есть отдельные успехи, но это не тенденция – скорее, случайные попадания.

– Если выражаться все тем же казенным языком, «как минимум не стыдно» означает, что в твоей творческой биографии есть работы, за которые все-таки стыдно?

– Нет, слава Богу. Я вот в своей профессии, в ремесле, не люблю слово «творчество» и избегаю пафосных вещей в том, что делаю. Делаю осознанно. Поэтому мне не стыдно ни за одну из своих работ. Понимаю, что какие-то из них слабые, другие посильнее, но это знаю только я. Это моя внутренняя оценка. А как реагирует на это зритель – это совершенно непредсказуемо. Мне, допустим, нравится картина «Кемпiр», я не устаю ее раз в полгода смотреть, а кого-то она раздражает. А сколько вылили помоев на картину «Келiн», столько же ее и хвалили…

– А разве это была не часть замысла по PR-продвижению «Келiн»?

– Нет, иначе бы я применил эти приемы на других своих картинах. Это все получилось спонтанно – все эти пляски у костра политиков, депутатов…

– Излишняя скромность, как сказал писатель, это вогнутая наглость… Возможно, поэтому если премию, то сразу Нобелевскую, если приз, то «Оскар», а если футбол, то Лигу Чемпионов нам подавай. А как на самом деле твое социальное самочувствие в Казахстане?

– Это больной вопрос. Мне неуютно. Я пребываю во внутреннем раздрае. Часто езжу по стране с фильмами и наблюдаю. Я считаю, что, по большому счету, мы проиграли. Что мы не то чтобы вернулись обратно в прошлое – мы вернулись обратно и ушли дальше. Ситуация, которая сложилась в стране с культурой – хуже не придумаешь. Возьмите творческие союзы: союз писателей, союз композиторов, союз кинематографистов – они как бы существуют, но фактически этих организаций нет. Собственно, и писателей-то не осталось…

– Но что-то все-таки осталось?

– Я не наблюдаю элиты, я не наблюдаю аристократии. Он вымылся как класс, и за эти 20 с лишним лет мы вырастили страну идиотов и дураков. Пойдите в школу и спросите: кто такой Довлатов, Чехов, Пушкин, Хемингуэй? Люди не знают, кто это, не говоря уже о цитировании. Старшее поколение – то, что было старше нас, считало дремучими неучами и невеждами нас. Но мы-то, как оказалось, по сравнению с нынешними подростками ходячие аристотели и сократы.

– Свои «письма счастья» ты пишешь именно об этом?

– Да, я часто публикуюсь в изданиях, высказываюсь… И дело даже не в том, что за последние полтора года мы все потеряли примерно 60 процентов своих денег, а в том, что мы потеряли гораздо больше. Мы проиграли по всем позициям и в первую очередь в культурном отношении. Мой духовный учитель Герольд Карлович Бельгер часто говорил, что не политика первична и не экономика, а культура. У страны с невежественным народом нет будущего. И вот эти «заплатки», какие-то фильмы, сериалы про нашу историю, которые все никак не запустят, – это все имитация, фальшивые вещи, подмена подлинника свежевыкрашенными заборами; а что там творится, за забором, – мы пытаемся умолчать. Это вот как в детстве: родители оставляют тебя дома и говорят, чтобы к их приходу ты убрался в квартире, а тебе лень и ты весь мусор замел под холодильник – вроде бы все красиво, но через некоторое время в доме почему-то начинает сильно вонять...

– Еще немного политики, раз ты упомянул девальвацию духовную и материальную. Как гражданин как ты относишься к перспективе единой союзной валюты? Дело в том, что президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, предполагающий отказ от доллара в СНГ…

– О ком я меньше всего думаю в этой жизни, так это о Путине, а в номинации «О чем я думаю еще меньше», так это об инициативах Владимира Владимировича. Пускай об этом думают те, кому деньги платят. От моих соображений господину Путину ни холодно, ни жарко. Правда, честно говоря, все это поднадоело. Это вот как ситуация, когда твой друг заболел серьезно, а ты говоришь: «Я его не брошу!» И вот ты живешь с ним в этой однокомнатной квартире, вместе питаешься, одним полотенцем вытираешься, ходишь в один туалет. Все это вместо того, чтобы вызвать «скорую». Это вот такая ситуация, которую понимают все разумные люди. Тут либо лечиться, либо вместе помирать. Только слепой этого не видит и не понимает.

– Вот в продолжение разговора о культуре на высшем государственном уровне. Что ты думаешь о записи разговора министра культуры и многострадальном сериале «Қазақ елі»?

– Во-первых, это подло. Кто это сделал, я догадываюсь, и этот человек, наверное, не очень порядочный, для которого не существует законов чести, этикета. Он сидит на закрытом совещании, записывает и сливает потом все это в прессу. С другой стороны, я там ничего нового не услышал. Я этих разговоров наслушался выше крыши! Как запускается картина, как она делается – это вечная одна большая проблема. Я не сторонник разоблачений типа «вот какой у нас министр», «вот какой у нас президент ″Казахфильма″» и вообще, «какие там нравы царят»! Это все ерунда. Ничего сверхъестественного. Запускался проект, запускался не очень хорошо, поспешно, и меня, кстати, тоже собирались в этот проект устроить. Но я отказался в самом начале, потому что понимал: женщина должна быть беременна 9 месяцев, а за 4 месяца полноценного ребенка она никак не родит. Это природа, это правило. Я отказался потому, что это эпоха, это серьезный проект, это как минимум год подготовительных работ, если к этому относиться правильно.

– Так вот тебе и подлинное отношение к своей стране, к своей истории…

– Так о чем и речь! Если вы хотите снимать сериалы – пожалуйста, вот у вас есть несколько вечно забойных тем: условно это ваша «Скорая помощь», это ваши «Улицы разбитых фонарей» – ради Бога, изгаляйтесь как хотите: темы лежат под ногами. Но, если собираетесь делать про Аблая, Кенесары, Бауржана Момышулы, здесь что-то святое должно же быть у тех, кто снимает?! Это не потому, что сверху план – отработал и поставил галочку. Нет, это святые темы, к которым надо подходить по-честному. Я не могу сказать, что это делается безответственно, просто вот поставил президент задачу – надо делать. Но надо президенту объяснить, ведь это же как завод, производство, которое строится по правилам. А «даешь пятилетку за два дня» – так не бывает. Вот и все.

– А ты сам готов отнестись честно к таким темам?

– Я шесть лет писал роман «Мамлюк», это тема моей жизни, это ХII век, Бейбарс. Но, чтобы снять картину эту, нужно иметь соответствующие мускулы. Я считаю, их у меня еще нет, я не готов. Дело не в том, чтобы походить по красным дорожкам. Это же ответственность перед самим собой, чтобы тебе завтра спалось с чистой совестью. А как у нас происходит: «Давайте залепим что-нибудь историческое!» Так нельзя.


Источник: Радиоточка
Поделись с другими:
 
Нашли ошибку? Сообщите об этом нам.

Комментарии ( 2 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
-1
Не поддерживаю Поддерживаю +5
Швейк (Посетители) 3 сентября 2015 10:56

Я не наблюдаю элиты, я не наблюдаю аристократии. Он вымылся как класс, и за эти 20 с лишним лет мы вырастили страну идиотов и дураков. Пойдите в школу и спросите: кто такой Довлатов, Чехов, Пушкин, Хемингуэй? Люди не знают, кто это, не говоря уже о цитировании. Старшее поколение – то, что было старше нас, считало дремучими неучами и невеждами нас. Но мы-то, как оказалось, по сравнению с нынешними подростками ходячие аристотели и сократы.

Это не просто крик души, это приговор...
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
Тина (Посетители) 3 сентября 2015 10:23
Выносить двери в школах и устанавливать урны для плевков- вот она наша культура.
И правда,зачем нам оскар, когда у нас есть свои достижения.

Землю крестьянам! Фабрики рабочим! А мне лексус и бусики)
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.


Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter