С 2017 года в Казахстане начнет работать обязательное социальное медицинское страхование. Неоднозначно воспринятая в обществе идея тем не менее уже закреплена законодательно, и сейчас разрабатываются механизмы для ее практической реализации. Что получат казахстанцы от внедрения страховой медицины, и чего в этой системе больше - плюсов или минусов? Об этом рассуждает обозреватель BNews.kz.
Начнем с того, что страховая медицина - далеко не казахстанское ноу-хау, во всех развитых странах мира эта система успешно работает уже десятки лет. У Казахстана уже была попытка внедрить медицинскую страховку, однако успехом тот опыт не увенчался - деньги исчезли, глава фонда медстрахования уехал за пределы страны, граждане остались лишь с обещаниями.
По заверениям разработчиков нынешней концепции внедрения системы обязательного социального медицинского страхования, ошибки прошлых лет учтены. Поэтому законодательно прописаны обязанность и ответственность руководства фонда социального медстрахования, обозначены направления расходования денег фонда - только на медицинские услуги. При этом ФСМС сможет осуществлять инвестиционную деятельность - через Национальный банк, и все операции по инвестиционному управлению активами ФСМС также должны учитываться в Нацбанке. Перечень финансовых инструментов для инвестирования фонда будет определяться правительством. Закреплена и. подотчетность ФСМС общественности.
Сумма страховки будет складываться из трех источников - государство, работодатель и работник. Для детей, пенсионеров, многодетных матерей, других социально уязвимых категорий населения (всего 15 категорий) оплату медицинской страховки государство берет полностью на себя.
Важнейший вопрос - цена страховки. В мире ставки разнятся: к примеру, в Германии - 14,1% от фонда оплаты труда, в Австрии - от 6,5% (фермеры) до 11% (пенсионеры), во Франции - 13,6%, в России - 5,1%.
В Казахстане законодательно закреплено поэтапное повышение ставки. Так, взнос государства за граждан, относящихся к социально-уязвимым слоям населения составит 7% от среднемесячной заработной платы. При этом размер ставки будет поэтапно повышаться: 4% в 2017 году, 5% с 2018 года, 6% в 2023 году, с 2024 года - 7%.
Общий размер ставки взносов работодателей составит 5% от дохода, при этом отчисления начинаются с 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 4% в 2019 году и с 2020 года - 5%.
Ставка взносов работников составит 2% от дохода: 1% начнут отчислять с 2019 года и 2% - с 2020 года. Касательно ставки взносов самозанятых граждан, они также составят 7%: от 2% в 2017 году с повышением до 7% к 2020 году.
При этом нагрузка на работодателей существенно не возрастет, поскольку взносы в ФСМС и для юридических, и для физических лиц отнесены на вычеты по корпоративному и индивидуальному подоходному налогу. То есть, налоги будут взиматься с сумм за минусом выплат в фонд медстрахования.
Финансовое участие трех сторон предполагает и разделение ответственности. Так, государство гарантирует реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья путем обеспечения базового финансирования государственного объема бесплатной медицинской помощи. Кроме того, в ответственности государства останется развитие инфраструктуры здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, медицинское образование и наука. Ответственность работодателя - это оплата взносов в ФСМС за своих работников, участие в добровольном медицинском страховании, а также создании и развитии инфраструктуры здравоохранения через механизм государственно-частного партнерства. Ответственность граждан будет включать участие в обеспечении социального медицинского страхования, участие в добровольном медицинском страховании, приверженность определенному образу жизни, а также вовлечение в программы управления заболеваниями.
По страховкам казахстанцам будет предоставлено два вида пакета медуслуг: базовый и страховой. Первый будет доступен всем, и включает в себя скорую помощь, услуги санитарной авиации, медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях и в экстренных случаях, профилактические прививки. Причем для непродуктивно самозанятого населения (то есть самозанятого) до 2020 года предусмотрено предоставление амбулаторно-поликлинической помощи с амбулаторно-лекарственным обеспечением за счет средств республиканского бюджета.
Второй - страховой - пакет будет предоставляться из вновь создаваемого фонда медицинского страхования. В него войдут амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь (за исключением социально-значимых заболеваний), стационарозамещающая помощь (за исключением социально-значимых заболеваний), восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, высокотехнологичная помощь.
Право на получение данного пакета предоставляется гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, являющимся участниками системы обязательного социального медицинского страхования. При этом государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население. Работодатели - за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах, - за себя.
Возможно и получение третьего пакета услуг, включающего, например, зубное протезирование и даже пластическую хирургию, но для этого необходимо гражданину уже самостоятельно заключить дополнительный договор со страховой компанией.
В чем же плюсы для рядового казахстанца? Мы получаем возможность выбора медицинской организации. Причем выбирать мы будем не между районными государственными поликлиниками, а между государственными и частными. Например, сегодня стоимость договора на годовое обслуживание ребенка в возрасте до одного года в частных клиниках разнится от 130 до 300 тысяч тенге. Что входит в такой договор: годовое наблюдение врача-неонатолога (первые месяц-три после рождения на дому, далее амбулаторно), 3-5 УЗИ, осмотры и консультации узких специалистов, анализы крови и мочи, курсы массажа (не везде).
При этом, безусловно, «частники» подстраиваются под клиента - и удобное время приема подгадывают, чтобы в очереди клиенты не сидели, и узкие специалисты у них зачастую более высокого профессионального уровня, чем в обычных поликлиниках, да и в целом подход у них более клиентоориентирован и индивидуален. Но вытащить 150 тысяч из семейного бюджета за услуги врача, пусть даже и самой высокой квалификации, может себе позволить далеко не каждая семья.
Так называемые «семейные» пакеты услуг в частных клиниках - еще дороже. И если сейчас к частным врачам обращаются только когда «припекло», то со страховой медициной эта проблема снимается. Фактически казахстанец, к примеру, с зарплатой в 80 тысяч тенге, будет оплачивать в ФСМС ежемесячно 1600 тенге, то есть 19200 за весь год. Но при этом, взяв свою страховку, он может пойти в любую частную клинику к любому понравившемуся врачу - и за это не придется платить сразу из собственного кошелька, за услуги клиники заплатит фонд.
Кроме того, возможен и еще один плюс, о котором авторы концепции соцмедстрахования не говорили, но это явно прослеживалось из всех презентаций и выступлений. Поскольку с введением страхования у граждан появляется реальный выбор между государственной и частной медициной, на рынке медицинских услуг возникает и реальная конкуренция. В условиях медстрахования финансирование медицинских организаций будет идти по фактическому числу обслуживаемых пациентов. И вполне логично, что поликлиника, где раньше была тысяча пациентов, а после введения страхования осталось лишь пара сотен, получит средства именно за 200 человек. То есть, клиники должны будут повышать качество и своего персонала, и квалификацию врачей, и улучшать обслуживание, чтобы привлечь к себе пациентов. Тем самым, есть все основания надеяться, что через несколько лет, благодаря реальной конкуренции, мы все-таки сможем получить развитую медицину, квалифицированных врачей и не будем искать «по блату» хорошего педиатра, терапевта или травматолога. А главное - это не будет стоить нам огромных денег, за все заплатит наша страховка.