Пятница, 29 Марта
+7...+7
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 448.15 KZT
  • €1 = 483.46 KZT
  • 1 RUB = 4.86 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

Глава АКАБ: автомобильный рынок Казахстана стабилизируется в 2017 году

Просмотров:2040 Опубликовано: 20-05-2016, 13:33
Глава АКАБ: автомобильный рынок Казахстана стабилизируется в 2017 году
© РИА Новости
АСТАНА, 20 мая — ИА Новости-Казахстан. Автомобильный рынок Казахстана, официальные продажи на котором в прошлом году упали на 40%, стабилизируется в следующем году, прогнозирует президент Ассоциации Казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев.

- В начале мая на сайте Energyprom.kz была опубликована информация, где говорилось, что в Казахстане рухнуло производство автомобилей. В частности, были приведены цифры, что в стране выпущено чуть более 400 авто против объема того же периода 2015 года (5522 штук). Насколько действительны эти данные? Если эти данные подтверждаются, то какова, по-вашему, причина?

— Мы оперируем данными по Ассоциации казахстанского автобизнеса и компаний, входящими в нее. За 12 месяцев 2015 года официальные дилеры реализовали 97 446 единиц новых автомобилей, что на 40,4% ниже результатов 2014 года (163 530). Это подтвердило наши прогнозы, в которых было заложено удержание диспаритетного курса тенге Национальным Банком в первых трех кварталах года.

Ежемесячно в 2015 году в Казахстане в среднем продавалось 8120 единиц новых автомобилей. Что касается производства, то было произведено 14 180 машин, что на 65% меньше чем в 2014 года. Производство автомобилей в Казахстане снизилось более чем в два раза, однако паники мы не испытываем, поскольку общие негативные тенденции рынка были очевидны еще в 2014 году, когда Казахстан заполонили машины из России. В период с ноября 2014 по декабрь 2015 года в Казахстан было завезено 312 000 машин: тогда их привозили и в частном порядке, и спекулянты для перепродажи, в общем, рынок был перенасыщен.

Тогда уже с учетом негативных тенденций мирового рынка были разработаны сценарии развития рынка казахстанского автопрома и приняты меры по защите отечественного производства. В результате, несмотря на тяжелые условия и значительное снижение объемов производства, нам удалось выстоять. А кризисный период мы используем как возможность для модернизации наших заводов. В этом году несколько казахстанских заводов завершат свою модернизацию, а это значит, что в Казахстане начнется новый этап развития производства. И мы рассчитываем достаточно быстро выйти на прежние темпы роста, возможности для этого у нас есть.

- Какие меры сегодня предпринимаются правительством и вами для улучшения ситуации?

— АКАБ постоянно на связи с государственными структурами, деятельность которых влияет на казахстанский автопром. Радует, что есть взаимопонимание на самом высоком уровне. Предвидя сложные времена для автопрома, правительство начало разрабатывать программы защиты, да и мы предлагаем варианты маневрирования, опираясь на исторический опыт. У нас есть государственные институты экономики и развития индустрии, которые делают большое количество исследований для принятия решений в той или иной отрасли. Есть определенный набор базовых инструментов, которые должны указать, есть смысл в поддержке той или иной отрасли или нет.

Если сейчас посчитать смежные отрасли, я могу сказать, что переход на производство автомобильных компонентов дает наибольший экономический рост именно в автопроме, когда задействовано большое количество предприятий — частных, мелких и крупных компаний, транснациональных компаний. Мы переходим к этому этапу, в Казахстане уже сформировано три рабочих места на каждое рабочее место на автомобильном заводе. К 2025 году мы планируем увеличить количество занятых в смежных отраслях до 11 человек на 1 рабочее место в автопроме путем повышения локализации и развития смежных отраслей. Это и автомобильное кредитование, и логистика, сфера сервиса, услуг, реализация запасных частей. Казахстану с его огромной площадью, и тысячами километров дорог просто необходимы собственные машины.

Наше правительство сделало две важные вещи: начало программу переработки и утилизации и запустило субсидирование приобретения казахстанцами казахстанских же автомобилей под 4% годовых. Сейчас рассматривается замена первоначального взноса утилизированным авто, есть еще несколько предложений, которые сделают покупку именно отечественной машины удобной и выгодной.

В связи с принятием правильных стратегических решений, касающихся вопросов утилизации, мы прогнозируем появление и развитие предприятий МСБ, работающих в данном направлении. Любой "якорный" проект нуждается в десятках, сотнях, тысячах услуг и товаров, по мере своего развития. Развитие рынка переработки — это огромный пласт перспектив во всех регионах.

- Каков спрос на отечественные авто на внутреннем рынке?

— С начала года демонстрируется стабильный рост с каждым месяцем. Мы приближаемся к 30% казахстанских авто в общей структуре продаж.

В одном из казахстанских автомобильных изданий их экспертами уверялось, что в результате мер защиты казахстанского автопрома начнется бешеный спрос на автомобили second-hand. Так вот ничего подобного на рынке б/у автомобилей нет — цифры говорят об обратном. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года — январем, февралем и мартом, то, конечно, цифры ниже в два раза, нежели на новые автомобили. То есть идет тенденция общего спада, но, повторюсь, эта ситуация вполне адекватная с учетом обстоятельств. В следующем году все стабилизируется.

- Есть ли спрос отечественных автомобилей у российского потребителя?

— Мы давно находимся не в казахстанском рынке, мы находимся в ЕАЭС, мы находимся в ВТО, мы давно глобальный рынок. Мы надеемся на государственную помощь в системных вещах, но нацелены на получение прибыли. Из рынка в 17 миллионов человек не построишь высокоэффективный, конкурентоспособный бизнес. Нас интересует рынок Таможенного союза в 170 миллионов человек. И мы его получили.
Конечно, пока казахстанцам сложно конкурировать с российскими гигантами, но российские коллеги нас уже заранее не любят. Пытаемся убедить, что мы очень маленькие и не стоит нас бояться. Нам интересна бизнес-модель Теслы — компактное производство. То, что казахстанский автопром только начинает свой путь — наше преимущество в современном мире. Учитывая скорость внедрения новых технологий, качественного изменения и глобализации рынка, делать планы только на производство автомобилей позавчерашнего дня смысла нет.

Мир меняется слишком быстро, и мы будем работать на перспективу, расширять международное сотрудничество и с крупными компаниями, и с технологическими старт-апами. Нашими экспертами рассматриваются несколько сценариев развития, мы стали больше внимания уделять анализу информации и деталям.

- В марте нынешнего года российские СМИ сообщили, что "АвтоВАЗ" и еще ряд автозаводов РФ приостановили поставки готовых автомобилей в Казахстан. Заводы в настоящее время отправляют только сборочные машинокомплекты. Причина приостановки поставок — введение в начале года в Казахстане РОП и регистрационного сбора на автомобили. В результате стоимость автомобилей стала дороже примерно на 2 тысячи долларов и является неконкурентоспособной. К чему это приведет?


— В Казахстане доля машин старше 10 лет — 80%, средний возраст машин — 18 лет. Это означает, что у нас существует прямая угроза экологической безопасности страны. Сейчас частично проблемы пытаются решать за счет разбора машин на запчасти, однако переработанные масла, антифриз и многие другие продукты просто сливаются на землю, убивая нашу экологию. Казахстанское правительство осознает масштаб угрозы, поэтому и были приняты меры по решению вопроса. Более того, благодаря грамотному и современному подходу, мы смогли избежать многих правовых проблем в рамках ВТО, которые пришлось решать России.

Я уже говорил, что в Казахстане создается новая отрасль — целая отрасль, которая будет давать рабочие места, ниши для МСБ и решать очень большую экологическую проблему. У нас совпали многие моменты — дедолларизация, девальвация, внедрение новых стандартов и поэтому нам казахстанцам — сейчас тяжело, поскольку происходит изменение привычной системы. Но, рассматривая масштаб изменений, тектонические системные сдвиги, мы уверенно смотрим в будущее. В Казахстане будет развиваться рынок услуг для потребителя: лизинг, каршеринг, трейд-ин и другие направления сервиса.

Мы заинтересованы в этом, наше правительство и другие игроки рынка заинтересованы в этом, так что работы у нас непочатый край. Россияне тоже заинтересованы в развитии данного сектора, поэтому, думаю, сотрудничество в этом направлении будет только развиваться. Однако, все, что касается недовольства российских производителей и их дилеров в Казахстане, могу сказать следующее: казахстанским гражданам надо думать об интересах Казахстана. Наша страна — наши правила.

- В конце марта этого года, как сообщил глава Евразийского банка развития (ЕАБР) Дмитрий Панкин, банк может инвестировать 250 миллионов долларов в создание сборочного производства "АвтоВАЗа" в Казахстане. Как на сегодняшний день обстоят дела с запуском завода по сборке автомобилей ВАЗ?

— Мы приветствуем все инвестиционные проекты развития автопрома в Казахстане. И, если было принято решение о создании сборки "АвтоВАЗа" в Казахстане, то значит, наше правительство все делает правильно, потому что новое производство обеспечит работой часть казахстанцев.

- В целом как заводы сегодня переживают кризис? Коснулся ли он их?

— Административные и прочие сопутствующие расходы снизили до минимума. Но как видите, все работает. Сейчас мы заканчиваем модернизацию части оборудования для повышения локализации и внедрения новых технологий, новых проектов в производство, соответственно.

В компании AllurGroup уже перешли на мелкоузловое производство, думаю, и остальные компании тоже подтянутся. Необходимые действия для сохранения развития темпов, для сохранения инвестиционных периодов наших партнеров действия были предприняты, и теперь результат налицо. Персонал мы обучаем, оборудование обновляем. Дальнейшая наша задача — наращивание объемов локализации. Это непросто, но возможно.

- Не раз глава государства говорил о том, что нам необходимо поддерживать отечественного производителя. Сегодня уже многие ведомства перешли на закуп отечественных автомобилей. Поддерживаете ли вы это начинание?

— Не просто поддерживаем эти программы правительства, но и очень благодарны за них. У нас большие планы по производству и линейке машин. Да, уже сейчас все государственные органы являются нашими покупателями. Работают прекрасные программы лизинга, кредитования, у нас вообще замечательная программа поддержки МСБ, в том числе и на приобретение автомобилей для коммерческих целей. Для граждан тоже хорошие программы кредитования. В общем, сейчас уже все сделано для поддержки автопрома, остается работать.

Еще один чрезвычайно важный фактор — это развитие аграрного сектора и поставка машин для сельского хозяйства. У Казахстана уникальные возможности, развития, и они будут использованы. Есть у Казахстана уже готовые предприятия, например, наш Агромашхолдинг: и производственная база, и люди, знающие как создавать, как ремонтировать, и качественные казахстанские запчасти тоже есть. Мы сейчас охватываем только небольшую часть потребностей казахстанских фермеров, однако, наши планы по расширению ассортимента достаточно амбициозны. Мы следим за новыми технологиями в этой области, самые удачные и эффективные будут внедрены и у нас. В общем, работа ведется и по этому направлению. Мы и в стране уверены, и в себе уверены.


Поделись с другими:
 
Нашли ошибку? Сообщите об этом нам.

Комментарии ( 0 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии

Оставьте свой комментарий первым.

 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.


Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter