Пятница, 29 Марта
+7...+7
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 448.15 KZT
  • €1 = 483.46 KZT
  • 1 RUB = 4.86 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

Можно ли победить коррупцию в Казахстане?

Просмотров:2420 Опубликовано: 22-06-2016, 10:36
Можно ли победить коррупцию в Казахстане?
Фото с сайта Nur.kz
По данным Комиссии при Президенте РК по вопросам противодействия коррупции, с 2015 года, правоохранительными органами по фактам хищения и нецелевого использования средств Национального фонда зарегистрировано 53 уголовных дела, в рамках которых государству причинен ущерб на сумму 21,8 миллиарда тенге. Редакция NUR.kz решила поинтересоваться у эксперта почему же борьба с коррупцией неэффективна?

К каким выводам пришла Комиссия?

Недавно, Комиссия при Президенте РК по вопросам противодействия коррупции под председательством государственного секретаря Гульшары Абдыкаликовой обсудила меры по обеспечению прозрачности и эффективности использования средств Национального фонда РК, а также противодействие коррупции в системе образования, формирование рейтинга уровня коррупции в государственных органах.

Гульшара Абдыкаликова отметила, что в Плане нации особое внимание уделено образованию. За пять лет государственные расходы в этой сфере выросли - с 1 триллиона в 2011 году до 1 триллиона 368 миллиардов тенге в 2015 году. В то же время принимаемые антикоррупционные меры в этой сфере все еще недостаточны и не оказывают существенного влияния на минимизацию условий для коррупции. В частности, по результатам финансовых проверок за 2014-2015 годы и первый квартал 2016 года за нарушения бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках к административной ответственности привлечено 1040 должностных лиц, 386 работников системы образования осуждены за совершение коррупционных преступлений.

Госсекретарь отметила, что приняты беспрецедентные антикризисные меры по финансовой поддержке банковского, индустриального, строительного и других секторов экономики. Из Национального фонда на реализацию основных экономических и социальных программ выделены значительные средства, что требует обеспечения эффективности и прозрачности в вопросах их использования. В то же время реализация отдельных проектов, финансируемых из средств Национального фонда, происходит с серьезными нарушениями, что неблагоприятно сказывается на развитии экономики и добросовестной конкуренции.

Так, по ее словам, начиная с 2015 года, правоохранительными органами по фактам хищения и нецелевого использования средств Национального фонда зарегистрировано 53 уголовных дела, в рамках которых государству причинен ущерб на сумму 21,8 миллиарда тенге.

Уполномоченным органам и субъектам квазигосударственного сектора было поручено обеспечить прозрачность принятия решений в этой сфере, в том числе предусматривающих усиление общественного контроля. Решением комиссии уполномоченным органам поручено разобраться по всем фактам нарушения законности и выработать превентивные меры для недопущения их впредь.

Пчела против меда

Известный казахстанский политолог и экономист Петр Своик уверен, что в Казахстане вечная тема борьбы власти с коррупцией в собственных рядах, особенно на фоне ее неистребимости, всегда имела несколько даже ироничный оттенок – типа пчелы против меда.

«Тем не менее, тот факт, что все последние годы эта борьба ведется всерьез и со всем напряжением, и что коррупцию это не только не искореняет, но, напротив, делает еще масштабнее и отчаянней, требует своего понимания и объяснения», - отмечает Петр Своик.

Иначе, по его мнению, можно добороться до аппаратного ступора и кадрового избиения, коррупцию так и не истребив.

«Здесь я вижу два системных аспекта: В первую очередь, это незавершенный транзит от персонифицированной к институализированной системе власти. Проще говоря, от доиндустриальной к индустриальной политико-экономической формации. В современных индустриальных институциях не только власть и бизнес отделены друг от друга, - бессменные (два-три последних века, по крайней мере) хозяева Капитала – они вообще не включены ни в систему власти, ни в текущую экономику – находятся над тем и другим, контролируя политический и экономический процессы. Собственно, же власть являет собой лишь исполнительный аппарат, укомплектованный людьми состоятельными, но находящимися под правящим Капиталом и на вхождение в него не претендующие. Поскольку же власть сама разделена на многочисленные институции по вертикалям и горизонталям и регулярно переизбирается, коррупция не есть ее связывающая основа и достаточно эффективно подавляется. Наша же правящая конструкция более напоминает феодальную, в которой совмещение политической и экономической власти есть ее основа. Поэтому присвоение проходящих через властные персоналии и поставленные на должности лица экономических потоков есть не коррупция, а естественный для такой системы процесс, необходимый для общей устойчивости. Причем внутри феодальной системы есть свой регулятор присвоения: правящий класс, во-первых, уже состоятелен, во-вторых, ему не надо переживать за сохранность и легитимность своих богатств. Мы же в своем транзите проваливаемся между двумя такими системами, не имея встроенных антикоррупционных механизмов той и другой, но умножая коррупционные искушения обеих», - считает эксперт.

Наша «знать» боится за сохранность «нажитого»

Как считает Петр Своик, наша «знать» еще не устоялась, она лишена гарантий сохранности «нажитого», причем одно только содержание уже накопленного требует все новых и новых коррупционных действий.

«Отмечу еще один важный системный аспект – это зависание между чисто рыночной и административной моделями управления экономикой. Наше правительство, заполненное 100-процентными рыночными либералами, пытается копировать методы управления экономикой, принятые в ОЭСР, все время ссылаясь на опыт и нормы этой организации. Между тем, Организация экономического сотрудничества и развития – это закрытый клуб развитых государств, тогда как Казахстан – всего лишь сырьевая и монетарная периферия, задача которой – как раз выйти из такого придаточного и внешне зависимого состояния. В котором мы оказались, кстати, как раз благодаря некритичному следованию нормам и советам развитых кураторов. Задача же индустриально-инновационного развития решается как раз не методами «свободного рыночного перетока капиталов», а государственным планированием и администрированием, чему, собственно, и посвящена Программа ФИИР. В любом случае, в нашей экономике элементарно нет той основы, в которой осуществляется естественное, не требующее вмешательства правительства, рыночное развитие. Прежде всего – нет доступного и дешевого кредитования», - уверен эксперт.

Зато, по его мнению, объективно присутствует необходимость постоянного и мощного администрирования-распределения финансовых ресурсов.

«Этого требуют, например, и Программа ФИИР и Программа «Нурлы жол». Соответственно, объективно велик субъективный распределительный административный момент – кому, сколько и за что выделять субвенций, дотирования и госзаказов. Отсюда и коррупция. Выводы из этого: Во-первых, надо как можно скорее институализировать систему власти. Прежде всего – перейти к формированию правительства парламентов и перевести на местное самоуправление городские-поселковые власти. И еще первоочередная необходимая институция – Конституционный суд. Во-вторых, пора прекратить попытки двигаться сразу в двух противоположных направлениях. Пытаться все приватизировать и передать в рынок, одновременно бороться с кризисом и проводить индустриализацию - не получится. Планово-административное, направленное на индустриализацию начало в правительстве должно стать системным, тогда и субъективный коррупционный момент при администрировании ресурсов уменьшится», - считает Петр Своик.


Источник: Nur.kz
Поделись с другими:
 
Нашли ошибку? Сообщите об этом нам.

Комментарии ( 4 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
kk13 (Посетители) 22 июня 2016 12:31
В Законах надо четко записать сроки заключения,время согласования и утверждения документов жестко определить ответственность чиновника за неисполнения! В УК не надо предусмотреть УДО и амнистии и сроки заключения от и до! Возмещать сумму хищения из бюджета в 10-кратном размере, запретить всем членам казнокрада работать в госучреждениях! ВВести растрел за взятку и хищения госсредств свыше 100.000 тенге! И голова не будет болеть!!! Вор должен сидеть!!!!
 
Не поддерживаю Поддерживаю
шаман (Посетители) 22 июня 2016 11:58
надо на 25 лет не землю в аренду китайцам давать а судебноисполнительную систему

Лучше бить в бубен, чем получать в него!
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
Валерий_М (Гости) 22 июня 2016 11:06
По данным Комиссии при Президенте РК по вопросам противодействия коррупции

Ох и трудная работа у этой комисиии. Куда ни глянь - воруют! А расстрелять некого - все свои! lol
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
MIDNIGHT (Гости) 22 июня 2016 10:40
Можно ли победить коррупцию в Казахстане?

Тоже самое что спросить, можно ли задержать дыхание на два часа...
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.


Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter