Суббота, 20 Апреля
+20...+19
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 446.49 KZT
  • €1 = 475.38 KZT
  • 1 RUB = 4.79 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

В Казахстане предлагают возродить традицию выплаты калыма

Просмотров:20726 Опубликовано: 19-02-2015, 16:00
В Казахстане предлагают возродить традицию выплаты калыма
Казахстанские этнографы говорят о необходимости изучить и возродить выплату калыма. В современном мире эта традиция может существовать, как банковская гарантия для молодой женщины и улучшить социальное положение новой семьи, а, с другой стороны, это необходимо для сохранения этнокультурного облика казахов в век глобализации, считают специалисты. Тем более, что многие современные семьи соблюдают этот обычай, только в измененной форме.

По традициям казахской свадьбы, сторона жениха должна уплатить стороне невесты калың мал или калым. В старину его выплачивали, в основном, скотом. Размер калыма зависел от достатка и состояния сватающихся. По словам этнографов, сегодня, соблюдающие традиции казахстанцы, предпочитают выплачивать калым деньгами.

«Калым сейчас имеет другую форму. Это называется трансформацией, потому что с развитием общественно-культурного уровня меняются многие вещи. Например, образ мышления, язык, этика, эстетика. Поэтому изменился и этот обычай»,- говорит этнограф Бабакумар Кинаятулы.

По мнению наблюдателей, обычаи и традиции казахского народа в стране активно соблюдают и придерживаются жителей южных регионов страны. Это подтверждает 30-летняя казахстанка Сара Баялиева. Она родом из Кызылординской области и с детства видела, как ее родители чтили и выполняли требования казахских традиций. Поэтому, когда Сару выдавали в 30-летнем возрасте замуж, ее братья и сестры пошли по стопам родителей. Однако, сторона жениха не оправдала ее ожидания, на что Сара до сих пор обижена. По ее мнению, родственники мужа должны были заплатить за нее не меньше 5 тысяч долларов США. Потому что она имеет два высших образования и приличный опыт работы.

«Мои родственники, вместо приданого, хорошую сумму денег дали, но этих денег, конечно, не хватило на покупку квартиры. Если бы родители мужа заплатили за меня калым, то из общей суммы - мы могли бы хотя бы комнату в общежитии купить. Так, как они этого не сделали, нам приходится жить в однокомнатной квартире моего племянника. У нас традиции и обычаи хорошо в семье соблюдаются и я привыкла к такому, и мне обидно, что родители в меня столько вложили, а в итоге - я с детьми сейчас бедствую и не знаю, где буду жить, когда племянник женится», - говорит молодая мама Сара.

Казахстанские этнографы уверены, что старый обычай казахов по выплате калыма необходимо изучить и возродить.

«Раньше калым воспринимали, как банковскую гарантию. Берут калым, за счет этого - строят дом, покупают все необходимое и, пожалуйста, живи. Сейчас покупают квартиру. Потому что невестка дальше должна будет учиться, совершенствоваться, должна родить детей, должна будет за собой ухаживать, следить за своим здоровьем. Все это требует денег, а где она их возьмет? Вот это и есть калым»,- считает этнограф Бабакумар Инаятулы.

Автор пособия "Ситуативный казахский" Канат Тасибеков в своей книге описывает казахские традиции и обычаи, при этом дает советы, что необходимо говорить или как себя вести при определенных обстоятельствах. Для этого он постоянно изучает традиции своего народа. И по его словам, он за полувековую свою жизнь не слышал, чтобы казахи платили калым. Поэтому считает, что такой обычай и возрождать не стоит.

«Этого нет просто. Потому что мы же тоже не в безвоздушном пространстве живем. У меня тоже есть родственники и друзья из Шымкентской области (нынешняя Южно-Казахстанская область- прим "Радиоточка"). Калым – это экономическая категория, но сейчас у нас нет таких условий экономических, чтобы заплатить для того, чтобы себе жену купить, это же как выплата. Сейчас экономические условия поменялись. Раньше это было. Калым выплачивался и его выплачивали постепенно. После сватовства выплачивали первую часть, потому что цена была высокой и не сразу могли выплатить, только богатые могли сразу заплатить. Средние казахи выплачивали частями», - говорит Канат Тасибеков.

Социологи также говорят о необходимости исследования вопроса калыма - как и в каких регионах он обязателен? .

«Конечно, казахи платят калым, но данных об этом нет. Надо исследовать, но просто мы отдельно казахов никогда не опрашиваем. Это надо изучать, потому что обычай называется по-старому, как калым, а по факту выглядит, скорее как подарки. У нас старые обычаи возрождаются в новых обличьях. Поэтому иногда кажется, что это другое что-то, а в реальности это тоже самое»,- говорит социолог Гульмира Илеуова.

Современные казахи в нынешнее время обязательно дарят подарки родственникам невесты, но среди них есть и те, кто сокращает количество этих подарков до минимума, например, очень часто сегодня не дарится «киіт» (это когда отец девушки наделяет сватов подарками, - прим. "Радиоточка"). Объясняют это, в основном, тем, что сегодня это лишняя трата и лучше сохранить деньги для будущей семьи.


Источник: Радиоточка
Поделись с другими:
 
Нашли ошибку? Сообщите об этом нам.

Комментарии ( 28 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
-3
Не поддерживаю Поддерживаю +2
Орда (Гости) 19 февраля 2015 20:54
Раньше, в лучшие времена, если невеста оказалась так сказать с пробегом, то ее сажали на осла наоборот, обмазывали лицо черной сажей и с позором возвращали родителям, не забывая прихватить отданный калым. Вот эту традицию надо в первую очередь возродить.
 
-2
Не поддерживаю Поддерживаю +5
АДАЙ (Посетители) 19 февраля 2015 19:08
А вообще никто не отменял калым. Господа ученые, депутаты, министры займитесь экономикой страны. А мы народ сами разберемся дать калым или не дать калым.
 
-2
Не поддерживаю Поддерживаю +2
kbc (Гости) 19 февраля 2015 18:45
Цитата: Roma81
В натуре скоро в ханстве будем жить

И погнали назад мелким алюром,чисто средневековые примочки откат в мракобесие. Лесник,
На всём готовы деньги делать,а келинку будут гнобить пока не сбежит и пополнит процентик разводов.
 
-2
Не поддерживаю Поддерживаю +3
Бакыт (Посетители) 19 февраля 2015 18:39
всё зависит от семьи куда попала невеста. если родители мужа захотят принять ее как свою дочь, а никак бесплатную рабскую силу,то она станет прекрасной невесткой, женой. а если нет, то мужа в охапку и чтоб глаза не видели их лишний раз. а калым нужен, ныть по этому поводу не нужно. родители девушек этот калым в десятичном размере возвращают дому жениха (техника, посуда, постель, одежда девушки (им не придется тратиться на нее долгое время), спальня (хотя я считаю это лишним. уж кровать для ночей можно возложить на мужчину в конце концов)). это только самое основное. калым надо увеличить до краев, бедный не бедный не должно касаться. а девственность да или нет это уже будут решать сами молодые, старикам в этом вопросе там делать нечего.
 
-1
Не поддерживаю Поддерживаю
BATIMA (Посетители) 19 февраля 2015 17:50
Бедная Сара !!!
 
-2
Не поддерживаю Поддерживаю +5
Roma81 (Гости) 19 февраля 2015 17:39
В натуре скоро в ханстве будем жить bazar
 
-3
Не поддерживаю Поддерживаю +8
Лесник (Гости) 19 февраля 2015 17:37
Калым сейчас имеет другую форму. Это называется трансформацией, потому что с развитием общественно-культурного уровня меняются многие вещи. Например, образ мышления, язык, этика, эстетика. Поэтому изменился и этот обычай»,- говорит этнограф Бабакумар Кинаятулы.

Прошу прощения у Бабакумара lol , но у меня свой взгляд на данный вопрос. Калым в наши дни- лишь очередной повод для простолюдина обратиться в банк за кредитом. И шаг в эпоху средневековья..
 
-3
Не поддерживаю Поддерживаю +4
Ножык (Гости) 19 февраля 2015 17:34
Цитата: xerox
Это Они должны в первую очередь понять кого приволочь домой.

Самое главное это понимать к кому домой. Одно дело привести себе в дом свою жену, другое купить рабыню для своих родственников.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +6
GIBSON.SG (Посетители) 19 февраля 2015 17:28
для улучшения демографической ситуации в стране срочно нужно принять госпрограмму "Калым", по которой выплата калыма будет осуществляться за счёт государства lol
 
Не поддерживаю Поддерживаю +4
keyzet (Гости) 19 февраля 2015 17:22
Спорим, нас гос.уровне скоро введут закон, по которому калым можно будет выплачивать только в безналичной форме?
 
Страницы:
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.


Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter