Мажилису Парламента РК предстоит рассмотреть законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». С целью уменьшения потребления алкоголя путем ограничения доступа к продукции Минфином предложен запрет реализации алкогольной продукции на автозаправочных станциях, а также ограничение времени продажи крепких спиртных напитков, сообщает ИА Zakon.kz.
Так, предлагается запретить продажу крепких спиртных напитков, кроме ресторанов, кафе и баров, с 21 часа вечера до 12 часов дня, без разделения на будние и выходные дни.
Вместе с тем, с предлагаемыми мерами по ужесточению требований к субъектам алкогольного рынка - уплаты ежегодного лицензионного сбора субъектами, осуществляющими оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции и др, по предложению Генпрокуратуры РК предлагается снять запрет на реализацию алкогольной продукции в радиусе ста метров от детских учреждений и организаций образования.
Следует отметить, что в законодательстве существует запрет на реализацию спиртных напитков лицам в возрасте до 21 года, что уже является ограничением для продажи алкогольной продукции детям и молодежи.
Кроме того согласно законопроекту, в целях предостережения субъектов малого бизнеса от приобретения алкогольной продукции с «поддельными» УКМ, соответственно и административных санкций, законопроектом предлагается введение нормы, согласно которой лица, осуществляющие оборот алкогольной продукции с помощью специальных приборов вправе удостовериться в подлинности УКМ.
Введение нормы, предоставляющей право субъекту рынка алкогольной продукции позволит самостоятельно идентифицировать подлинность УКМ и тем самым защитить себя от контрафактной и нелегальной продукции, а также позволит снизить объем теневого оборота алкогольной продукции.
Определение подлинности марки предполагается осуществлять следующими способами:
- с помощью портативного прибора - детекторов определения элементов защиты УКМ (по аналогии с детекторами валют, применяемых в обменных пунктах);
- с применением смартфонов, планшетов и т.д., с установленным программным обеспечением, позволяющим сканировать штрих-код УКМ. При этом разработка программного обеспечения осуществляется уполномоченным органом и доступна будет для бесплатного скачивания для любого пользователя;
- через портал уполномоченного органа, где будет представлен сервис, в котором потребитель или субъект торговли сможет ввести номер и серию УКМ приобретенной продукции и удостовериться в подлинности марки.
Также в рамках «народного контроля», на портале планируется реализовать функционал обратной связи, где любой потребитель при покупке продукции с «поддельной» маркой, сможет обратиться в уполномоченный орган, с указанием вида продукции, места приобретения и т.д. В свою очередь, уполномоченный орган в соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» обязан будет проверить данные.
Законопроектом предлагается введение обязательства импортеров о целевом использовании учетно-контрольных марок при ввозе алкогольной продукции в Казахстан (по опыту России и Белоруссии). В России обеспечительный платеж на водку составляет 401 рубль за литр, то есть около 2000 тенге за литр.
На сегодняшний день государства-члены Таможенного союза применяют различные механизмы администрирования оборота алкогольной продукции. Отсутствие единых норм создает проблемы для участников рынка алкогольной продукции при ее обороте на единой таможенной территории Таможенного союза.
Также в связи с тем, что в настоящее время отсутствует границы между странами Таможенного союза, возникают трудности по контролю за оборотом и учету ввозимой алкогольной продукции