Пятница, 29 Марта
+7...+7
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 448.15 KZT
  • €1 = 483.46 KZT
  • 1 RUB = 4.86 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

Почему я это сделал

Просмотров:15553 Опубликовано: 22-03-2017, 18:36
Почему я это сделал
Геоглиф Андрея Астафьева в долине Айракты-Шоманай
О создании пяти геоглифов в горной долине Айракты-Шоманай рассказывает археолог Андрей Астафьев:

Сказать для того, чтобы привлечь туристов – это, наверное, только часть ответа на вопрос. Я всегда рассматриваю природные объекты с точки зрения туристской привлекательности. Столовая гора Айракты (столовая от слова «стол», гора с ровной вершиной) для Мангистау - явление уникальное. На нее можно взобраться, но чем интересна сама «вершина». С высоты птичьего полета очертания горы напоминают массивную подкову 3,3 на 2,4 км. Относительно ровная, местами каменистая поверхность. Есть, где разгуляться. А вот посмотреть особо нечего. Старые водосборники, несколько могил, небольшие загончики для скота и укрытия от ветра и непогоды. Да и подъем на гору не такой легкий. Так зачем карабкаться на эту природную цитадель?

Первое, что меня порадовало на этой вершине, когда я сюда впервые попал, это неземная панорама на горную долину Айракты-Шоманай. Это место, наверное, знают многие, но с нижней точки. Но на кромке айрактинского «стола» можно увидеть это завораживающее лунное пространство птичьим взором. Это необычно и в какой-то степени восторженно. Но природное созерцание - удел тонких пристрастий. Протопать то надо не малого три, а то и четыре километра с подъемом почти на 300 метров, а потом в обратный путь.

И вы думаете, что это того стоило? Далеко не каждый у нас альпинист! Я тоже не альпинист, но в этом путешествии все равно есть какая-то интрига. Для меня, как для археолога, она есть. Но я это пока опущу ее за рамки данного повествования. Тяготы непростого восхождения должны быть вознаграждены и далеко не только природным антуражем…

Идея создания геоглифов родилась у меня еще два года назад, когда возник вопрос, как увеличить посещаемость историко-культурного центра Адай ата и вершины горы Отпан Тау. Но, видимо, идея была непонята. И вот, стоя на краю горы Айракты и решая головоломку, чем привлечь сюда рядового страждущего до путешествий, мне вновь приходят образы пустыни Наска. Ассоциация простая: и там, и тут пустыня. Но почему в нашей пустыне нет геоглифов? А почему бы их не создать именно в айракты-шоманайской долине? Вот и решение моих дум! Есть обширная свободная площадь. Есть природная смотровая площадка. Заработал моторчик сознания! Все гармонично! Остался вопрос, как не разрушить вмешательством природную эстетику. Первая задача – подбор правильных рисунков, вторая – выбор правильной техники.

С рисунками я определился очень давно. Меня всегда привлекали гениальная одноросчерковая простота и легкость сюжетных линий петроглифов здешних кочевников. И буду справедливым, не меня одного. В свое время одно из гениальных изображений двугорбого верблюда было использовано в эмблеме музыкального конкурса «Джахан дала». Именно с моей фотографии рисунка на стене мавзолея некрополя Кентти-баба был создан основной элемент стойко прижившегося логотипа нашего региона - конный лучник. Так вот она нотка унисона благозвучия природного величия и творений рук человеческих. Не надо ничего выдумывать! Тот, кто жил в гармонии с природой, сотворил величайшие вещи! Вот и перефразирована в масштабах Матушки-природы библейская заповедь: «Не навреди!».

Осталось дело не навредить техногенным вмешательством. Первоначально была идея создать один рисунок с помощью меловой крошки. Основание горы изобилует обломками меловой породы. Процесс трудоемкий, долгий, но реальный, и, вместе с тем, экологичный. И тут в голову пришли воспоминания моей молодости. Тогда в газете «Труд» в конце 80-х годов прошлого столетия вышла статья об удивительных рисунках плато Устюрт, увиденных с борта самолета.

Это были всевозможные вариации многовитковых кругов, овалов, треугольников, квадратов и вариаций этих фигур. Помню их литературную трактовку – «Очки бога», «Стрекоза». Мои пылкие фантазии быстро остудил Максут Султанович Нуркабаев, сказав, что это следы сенокосов: за машину цеплялась железнодорожная шпала или рельс, и в движении сбивалась часть хрупкой растительности.

На земле, казалось бы, особых следов не оставалось, а вот с воздуха все человеческие пригрешения видны. Самое удивительное, что эти следы, спустя уже 30, а то и более лет, видны на спутниковых снимках. Вот и родилось второе решение высокоэкологичного метода сотворения геоглифов.

Забегая вперед, оговорюсь, что этот способ рисования оказался самым продуктивным и под силу всего лишь одному человеку. Задача рисования настолько упростилась, что в ходе недолгих художественных потуг я решил создать галерею из несколько рисунков. Эта идея очень горячо обсуждалась и корректировалась с Евгенией Михайловной Слюсаревой, директором «Фирмы Турист», создающей туристский этноаул «Когез» по соседству с горой Айракты. Ее энтузиазм являлся одним из раздражителей моих действий.

И еще несколько «почемучек». Не буду кривить альтруистичностью своих поступков. За 25 лет много чего изменилось в жизни нашей страны и лично моей жизни. Помимо археологических исследований и массы прочих дел хлеб свой насущный я стал зарабатывать и туризмом. Придет время, когда айрактинская панорама начнет «работать» и давать доход и не только мне одному любимому. Выбор изображений является неслучайным. Он пропущен через призму моего сознательного и подсознательного видения мира. Я собрал в одну сюжетную линию несколько рисунков-символов общечеловеческой семантики, выполненных номадами прошлых времен. Чуть ниже я распишу для вас глубину духовных аспектов этих изображений, лишь с одной оговоркой – так это понимаю я. У каждого свой Мир и своя Вселенная. И каждый вправе сам открыть или не открыть для себя скрытый контекст геоглифов.

Сейчас важно то, что эти рисунки являются символами Мангистау, символами Казахстана, символами Великой Степи! Эту возвышенную тираду я завершу вот чем. По миру не так уж и много геоглифов. Везде они являются достопримечательностью. Не побоюсь высокопарности – это памятные знаки, обращенные в будущее. Сменяются поколения, а знаки остаются. Не верите – зайдите во Всемирную Паутину. Геоглифы создавались и будут создаваться. В Казахстане из реальных исторических геоглифов известна только тургайская свастика. Айрактинские геоглифы - продукт современности, но с идеей пропаганды историко-культурного наследия нашего края и нашей страны. Все вышесказанное придает этому проекту уникальность.

Создание геоглифов было делом применения всевозможных технических навыков и современных достижений: компьютер, система навигации, пространственное ориентирование, квадрокоптер для корректировки, автомобиль, некие приспособления для сбивания растительности и обычная лопата. Эта часть работы не столь уж важна. Для статистики лишь напишу, что процесс рисования занял почти пять месяцев: с ноября по март - в периоды коротких выездов на «поле». Процесс создания устойчивой линии требовал не менее шестикратного прохождения «кистью» по одному месту. При создании первых рисунков мы пробовали коллективный труд. Одним из главных моих помощников стал мой сын Артем. Но как показал дальнейший опыт, творческий процесс доступен и одному человеку. Общая протяженность пробега автомобиля на одном из крупных изображений составила не менее 30 км.

И теперь о главном. Всем, всем, всем. В горной долине Айракты –Шоманай впервые в Мангистауской области и Республике Казахстан, да что уж там, в мире, создана галерея из геоглифов, воспроизводящих изображения кочевнического творчества.

Изображений пять:

Священный архар.
Размер 150 х 110 м. За основу взят рисунок со стены мавзолея 17 в. некрополя Бельторан. Архар в мангышлакском и устюртском ареале определяется как подвид и именуется устюртским муфлоном. У казахов и туркменов это животное считается священным, т.к. было создано Аллахом одним из первых. Архар - самое чистое животное, живет в чистых местах, пьет родниковую воду, дышит чистым воздухом, имеет чистую шкуру. Охотник, убивший архара, просил у него прощения. Принести его рога на могилу святого - считалось богоугодным делом. Поклонение рогам архара связано с культом плодородия. Именно рога архара, а не домашнего барана, являются важным элементом азиатского орнамента. Изображение архаров - одна из излюбленных тем петроглифического искусства Мангистау.

Почему я это сделал

Священный архар


Почему я это сделал

Рисунок на стене мавзолея на некрополе Бельторан

Кентавр степей. Размер 330 х 280 м. За основу взят рисунок со стены мавзолея 16-17 вв. некрополя Кентти-баба. Это изображение стало прообразом для создания логотипа Мангистауской области.

Почему я это сделал

Кентавр степей

Почему я это сделал

Рисунок с мавзолея на некрополе Кентти-баба


Солнечный верблюд. Размер 270 х 350 м. За основу взяты изображения не камне в долине Айракты-Шоманай и стенке саганатама начала 20 в. некрополя Калипан. Верблюд – это главный символ кочевников Мангистау. Он имел полный социальный статус и являлся символом единого и неделимого космоса. Изображение верблюда было эмблемой музыкального конкурса «Джахан дала». У казахов шанырак в великом уважении. Это символ дома, домашнего очага, продолжения рода. Его изображение присутствует в гербе Казахстана. Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение. В его основу положена солярная символика. Существует предположение, что проекцией солнечной благодати через шанырак на землю является центральное место в юрте, где находился домашний очаг - покровитель семьи, начало, объединяющее мир богов-небожителей, общину людей и каждую семью в отдельности. На некрополе Калипан шанырак изображен с 40 лучами-уыками, геочислом сакрализованным и жизнеутверждающим.

Почему я это сделал

Солнечный верблюд

Почему я это сделал

Изображение на камне в долине Айракты-Шоманай


Ладонь предка. Размер 150 х 160 м. За основы взят рисунок на портальной арке скальной мечети Шакпак ата. Изображения раскрытой ладони известны еще в верхнепалеолитическом искусстве и связаны с функциями оберега. В исламских странах рука Фатимы является символом пяти религиозных основ – веры, молитвы, поста, милосердия и паломничества. В туркменской этнографии этот знак известен как доисламский символ энергетического обмена с объектом поклонения.

Почему я это сделал

Ладонь предка

Почему я это сделал

Рисунок на портальной арке мечети Шакпак ата


Космогоническое божество. Размер 415 х 170 м. За основу взято изображение с кулпытаса 19 века некрополя Карагашты-аулие. Трактовка этого изображения явно имеет корни в мифологии о сотворении Вселенной и первочеловека из космического яйца.
Думаю, более здесь нет надобности разводить научную полемику о трактовке созданных изображений. Сам факт их существования, надеюсь, уже заслуживает внимания, какого – покажет время.

Почему я это сделал

Космогоническое божество


Почему я это сделал

Изображение с кулпытаса некрополя Карагашты-аулие


Зачем я написал эту статью? В наше время очень часто приходится сталкиваться со случаями воровства авторских прав и «кидания» по оплате за выполненную работу особенно творческих проектов. Я тоже не исключение в этом ряду. По этой причине мне хотелось бы сообщить для всех читателей сих строк, что идея создания геоглифов в горной долине Айракты-Шоманай и процесс их исполнения принадлежит автору А.Е. Астафьеву, региональному историку и археологу, заслуженному инструктору по туризму Республики Казахстан, фотографу и дизайнеру. Проект полностью независим и если был профинансирован, то только моей семьей.

В один из завершающих дней работы над долиной Айракты-Шоманай пролетел вертолет Евро-Азия Эйр, чего раньше не наблюдалось. Видать, все-таки заметили рисунки с «железной стрекозы». Это было приятно. Айракты начинает «работать». Однако этот проект еще не завершен…

Андрей Астафьев, археолог
Фото автора

Поделись с другими:

Комментарии ( 8 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Abik (Посетители) 13 апреля 2017 02:37
Цитата: trump
Видно, что человек любит родной край..

да молодец археолог, истинный мангистауский человек. дело делает. bravo

Когда меня критикуют, я могу себя защитить, но против похвал я бессилен.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +1
Лесник (Гости) 29 марта 2017 11:31
Бабай,
Впадина огромна. Да, в основном, она слева от Узеня. Возможно, что и загадили уже, с них станется..
 
Не поддерживаю Поддерживаю +1
Бабай (Посетители) 29 марта 2017 10:46
Цитата: Лесник
А во впадине возле Узеня были водопад, стол-гора, долина белых кувшинов и множество пещер и колодцев.

Это та впадина, слева о дороги (если из Актау ехать) где теперь нефтешлам сбрасывают?
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
ilyaran (Посетители) 24 марта 2017 23:11
Карагашты-аулие.
Я этот узор видел на посохе Бекет-Ата. Сам посох имеет верхний часть, в котором вытеснен такой узор. Помнится, я зарисовал его.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +4
Лесник (Гости) 24 марта 2017 10:12
Цитата: valesa
И ещё одно дорогое моему сердцу впечатление сорокалетней давности- по дороге Шевченко-Узень, во впадине, кажется, на подъёме, недалеко от дороги была гора, покрытая тонкими-тонкими пластинками слюды. И, когда я ехала домой на выходные, специально садилась на левую сторону, чтобы видеть на закате переливающуюся всеми цветами радуги это чудо!

Продолговатый известняковый белый холм? Помню.
А во впадине возле Узеня были водопад, стол-гора, долина белых кувшинов и множество пещер и колодцев. Зубов у каждого была коллекция.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
valesa (Посетители) 24 марта 2017 09:51
Настоящее "доброе утро"! Спасибо!
Я жила в Узени, учась в 6-8 классах, ходили в походы во впадину. Много всего интересного видали и собирали, целая обувная коробка хранилась со всякими сокровищами типа "акульих" зубов, морских ежей, кусочков слюды необычной формы...Как то случайно набрели на пещеру, она больше всего нас озадачила-30-40 кв. м, в середине большой, хорошо обтёсанный и ошлифованный камень-стол, вокруг- "стульчики" из мЕньших камней, ниши, как полки для утвари и дальше вглубь, на высоте чуть выше метра, выдолблены широкие ниши, похожие на лежаки. Всё это заросло мхом, травой, паутиной...гнезда ласточек и куча летучих мышей! Конечно, мы стали донимать учителей на предмет проживания древних людей, но нас быстро остудили-какие люди, здесь было море! Но мы им не поверили!Ждали столько лет, пока вот не подтвердятся наши подозрения насчет древних поселений!
И ещё одно дорогое моему сердцу впечатление сорокалетней давности- по дороге Шевченко-Узень, во впадине, кажется, на подъёме, недалеко от дороги была гора, покрытая тонкими-тонкими пластинками слюды. И, когда я ехала домой на выходные, специально садилась на левую сторону, чтобы видеть на закате переливающуюся всеми цветами радуги это чудо!
 
Не поддерживаю Поддерживаю +6
trump (Посетители) 22 марта 2017 19:57
Респект, Андрей. Видно, что человек любит родной край..
Долину Наска тоже ты? dada
 
Не поддерживаю Поддерживаю +5
Алдар Косе (Посетители) 22 марта 2017 19:28
Настоящий подарок в Наурыз все нам, живущим в Мангистау! Как на плато Наска в Перу.
Молодец Андрей! applause
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.