Суббота, 20 Апреля
+20...+19
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 446.49 KZT
  • €1 = 475.38 KZT
  • 1 RUB = 4.79 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

Кризис топливный, как результат кризиса в головах

Просмотров:37674 Опубликовано: 5-09-2014, 09:51
Кризис топливный, как результат кризиса в головах
Середина лета стала горячей порой для автомобилистов. На заправках сначала исчез, а потом подорожал природный газ, а следом образовался дефицит бензина.

В условиях, когда торговля ГСМ регулируется государством, само государство и должно ответить на извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»

С повышением цен на газ разобрались быстро. Как оказалось, главный регулятор цен совсем за ценами и реализацией газа не следил. В итоге наши местные топливные трейдеры очень быстро разобрались в ситуации, когда намного выгоднее продавать голубое топливо в Россию. Что успешно и делали, продавая газ за границу, и тем самым организовав дефицит газа в области.

На вопрос «Кто виноват?» ответили легко, уволив одного из начальников управлений акимата области. На газовые заправки, с целью упорядочения цен, посадили работников акимата.

В результате, цены на газ вернулись к первоначальному значению.
Не успели вздохнуть свободно, как образовался дефицит бензина марок АИ-92 и АИ-93. А вот тут виновных не нашли, хотя своих мнений на этот счет было высказано в огромном количестве. И «Казмунайгаз» отписался, и акимат области, и министры народ «успокаивали», при этом повысив цены.

Давайте слегка разберемся в ситуации, собрав мнения всех участников бензиновой разборки.

Для начала справка от первого заместителя генерального директора АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» Кожабаева Е. «Казахстанские НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы) производят ежегодно порядка 1,9 млн тонн бензина Аи-92 при годовой потребности в нем в 2,8 млн тонн и около четырёх млн тонн дизельного топлива при потребности в 4,6 млн тонн. Таким образом, казахстанские НПЗ не в полной мере обеспечивают потребность страны в нефтепродуктах, и имеется их устойчивый дефицит, в том числе по бензину Аи-92».

Эта ситуация в стране давно, и проблема всегда решалась за счет поставки дополнительных объемов бензина из России. И долгое время с этим проблем не было. Но тут кому-то в верхах показалось, что ситуация неправильная. Почему частные АЗС закупают бензин в Оренбурге вместо того, чтобы закупать его в Атырау? Видимо, таким вопросом задались в министерстве.

Ответ в свое время на этот вопрос нашей газете дал координатор частных АЗС Мангистауской области Гариполла Неталиев.
Продажа российского бензина для частников является их единственным конкурентным преимуществом на рынке розничных продаж нефтепродуктов перед такими структурами, как «КазМунайГаз», «Sinooil», «Гелиос».
- Другой альтернативы для них на рынке нет. Против таких мощных конкурентов, которым принадлежат и нефть, и нефтеперерабатывающие заводы, и основные оптовые ресурсы топлива, им не выстоять, - сказал Гариполла Неталиев в интервью газете «Лада».

Казалось бы, что государственные и частные бензиновые трейдеры успешно поделили рынки сбыта, и всем живется хорошо. Но нет! У нас же государственное регулирование рыночных отношений. И тут появляется указ о запрете перевозки бензина из России железнодорожным транспортом.

Кто-нибудь представляет себе поставку ГСМ на Мангистау из Оренбурга автоцистернами? Это же дикость, учитывая состояние дорог и расстояние.
В итоге, поставщики бензина стали провозить через границу ГСМ на автомобилях, потом перегружать в железнодорожные цистерны и везти на Мангистау. Сами понимаете, что это дополнительные расходы. И это сказывается либо на цене на бензин, либо на его дефиците.

Теперь немного о ценах и их регулировании. Цены на ГСМ в России тоже регулируются государством, но, по мнению реализаторов ГСМ, у соседей это делается иначе и, по мнению владельцев АЗС, умнее.

У нас государство оптом продает частникам бензин по той цене, по которой хочет, а им торговать по завышенным ценам запрещает.

В России все наоборот. Государство ограничивает оптовые цены, а в розницу бензин продается по тем ценам, по которым частник считает для себя выгодным. И тут начинают работать рыночные, а не государственные механизмы. Задерешь цену, у тебя брать не будут. Поедут к твоему соседу за горючим. Министрам при этом ничего регулировать не надо. Рынок всегда сам себя регулирует.

Кстати, ограничение оптовых цен благоприятно сказывается на государственных компаниях и крупных сельскохозяйственных, потому что закупают они бензин, как правило, оптом, то есть по самой низкой цене.

Все, кто ездит в Россию, отмечают, что у них бензин дороже, чем у нас. Это миф. На заправках он дороже, но если покупать оптом, то он дешевле, чем на наших нефтеперерабатыващих заводах. Иначе очереди за ГСМ из наших покупателей образовывались бы в Атырау, а не в Оренбурге.

Один из тех трейдеров, с которым мы разговаривали, высказал свое мнение, что у нас про все, что касается цен на бензин — это сплошная ложь. Врут от министров до сельских акимов.

- Не знаю, кого хотят обмануть, президента или простой народ, - сказал наш собеседник, - но обманывают постоянно. Нельзя так регулировать цены, чтобы поставщику стало невыгодно продавать. По тем ценам, что устанавливает государство, нам работать невозможно. Я покупаю бензин в Атырау, а пока довожу его до Актау, у меня уже получается цена в рамках предельно допустимой. А ведь мне еще и зарплату своим работникам надо платить. А на пути доставки бензина из России нам ставят всевозможные препоны. Отсюда и дефицит.

За текущий год в результате регулирования государством цен «КазМунайГаз» потерпел убытки на 800 миллионов тенге. И при этом руководство «КМГ» сетует, что частники перестали заказывать у них ГСМ.

Значит что-то неладно на данном перекрестке. Водители, наверное, не раз замечали, что когда ломается светофор на перекрестке, где никогда не было пробок, они обязательно образуются в результате того, что на перекрестке встал нерадивый регулировщик.

Но с другой стороны, если не регулировать движение — это грозит авариями. На данный момент на пересечении бензиновых дорог регулировщик явно неграмотный. Аварий нет, но нервы у водителей на пределе.

Поделись с другими:

Комментарии ( 20 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
-2
Не поддерживаю Поддерживаю +1
Лесник (Гости) 8 сентября 2014 20:29
helicobacter pylori,
Комитетчики в доле. Не сомневайся.
 
-1
Не поддерживаю Поддерживаю +2
helicobacter pylori (Гости) 8 сентября 2014 20:09
roma81
Да все к сожалению именно так как Вы описали.
Не знаю что эти жлобы там думают,вроде уже не плохо наворовали за 20 лет то..,вроде все в шоколаде уже давно,у всех "мегаконторы" в нефтянке у ВСЕХ ГОСПОДА!(или только у них ..,тут не знаю как правильней написать...) а нет,на поверку маловато оказывается..
Так то по хорошему,(По площади территории занимает девятое место среди государств мира 2 млн 724,9 тыс. км²,на 01.04.2014 население 17 207 594,На начало 2009 года объём доказанных запасов нефти по данным BP составлял 39,6 млрд баррелей или 6,5 млрд тонн) у нас (для нас) то бензин чуть ли не бесплатный должен быть учитывая данные показатели...!?
Я не знаю,каким словом описать такой феерический провал наших правителей в плане энергонезависимости,но это так, и все разговоры про уборки ,плановые одновременные работы на всех "наших" трех обворованных,коррумпированных до самого мозга управленческого состава НПЗ.., конечно но же под собой не имеют ни какого основания.
Проблема в другом,и мы это знаем.Но зная это становится еще стремней,стремно от того что изменить "ты" ни чего не можешь ,это система,ментальность.
П.С удивительно,неужели НАНу комитетчики(не знаю просто кто еще) не докладывают все эти 20 лет как обстоят дела да хотя бы в этой отдельно взятой сфере,нефтянке?
П.СС сегодня встал,не доехал от гелиоса что на выезде на базы(там ни какого бензы не было) до того что стоит по дороге на станцию..
Молодцы бездари,поздравляю вас.
 
-2
Не поддерживаю Поддерживаю +2
Лесник (Гости) 7 сентября 2014 22:30
Стройте НПЗ во всех регионах. Держите себя в рамках. Обжорство- медленная смерть.
P.S Друг работал в Ливии, еще при жизни Муаммара (мир ему и милость Аллаха). Так вот, за 5 дирхам ему заливали на заправке 45 литров.
 
-2
Не поддерживаю Поддерживаю +2
синдбад (Посетители) 7 сентября 2014 20:07
Не цепляясь к мелочам,следует заметить ,что статья поднимает правильные вопросы.Понравился коммент Ромы81. applause
 
Не поддерживаю Поддерживаю +1
kochevneg (Посетители) 6 сентября 2014 10:49
"а потом подорожал природный газ". Автомобили, по-моему, заправляют пропан-бутаном, а природный газ хоть и дешев, но баллоны для него требуются другие, рассчитанные под более высокое давление. Такие баллоны легковушка не утащит.

Возможно, там много нюансов из которых складывается цена и прочее, но основная проблема это ошибка правительства. Эта проблема не первый год и давно можно было продумать защитные меры.
Вчера мне пришлось заправлять служебную машину за свои деньги, потому что на Гелиосе бензина нет и гелиосовская карточка стала бесполезной.

Надо б какую нить умную подпись замутить
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
ex-aktausec (Посетители) 5 сентября 2014 18:19
Цитата: roma81
В Египте который не добывает нефть

Значит я там работал на фантомных месторождениях? omg Хотя платили реальные деньги

Кстати в КСА 1 литр Аи-91 стоит 0.44 реала ( 1 реал = 41 тенге)
 
Не поддерживаю Поддерживаю +16
roma81 (Гости) 5 сентября 2014 16:35
В Египте который не добывает нефть очень низкая цена на бензин стоит порядка 60 тенге за 1 литр, и те кто говорит что протестами ничего не добьешься глубоко заблуждаются и лукавят, т.к. в том же самом Египте когда цена на бензин была поднята всего на 20% по стране прошли массовые антиправительственные митинги, в результате которых цена на бензин была возвращена на свой прежний уровень.....

Моя личная позиция по данному вопросу такова что в нашей стране бензин мог бы стоить в разы дешевле. Поскольку страна обладает всеми ресурсами для его производства, пусть правительство объяснит куда девается нефть которая даже по контрактам с иностранными компаниями должна идти на внутреннюю переработку, пусть объяснят почему в эпоху когда в стране объявлена всеобщая индустриализация деньги нац фонда, а также средства единого пенсионного фонда (которыми сейчас занимается Келимбетов куда бы их вбухать за океан) не инвестируются в эту самую перерабатывающую промышленность страны что могло бы удовлетворить внутренний спрос не создавая искусственный дефицит, вместо этого нам предлагают в область завезти слонов, посадить оливковые деревья, а людей кормят завтраками с Доступным жильем...

Ответ один: это не нужно нашим олигархам близким к верхушке, тот же самый Гелиос принадлежит Рашиду Сарсенову, а КазМунайГазом упраляет Тимур Кулибаев...

Наша страна отправляет добытую нефть в Мангистау и Атырау на переработку в Россию, Россия отправляет нефть на Павлодарский НПЗ, этот бензин реализуется через сеть Гелиоса....

Еще хуже ситуация станет когда наша страна официально вступит в ВТО, тогда бензин будет точно стоить как в Турции баксов 3 или 4 за литр. boyan на этом у меня все
 
-1
Не поддерживаю Поддерживаю +1
master_kz (Посетители) 5 сентября 2014 13:46
Цитата: Маривана
и что делать прикажете?

А что хотите-) У нас нынче демократия-)))
Статус "плантация" еще не отменён к сожалению...
 
-2
Не поддерживаю Поддерживаю +4
Jeronimo (Посетители) 5 сентября 2014 10:54
С начала девальвация, затем топливный кризис, О Алла, что за год! А ведь впереди еще 4 месяца до конца 2014, что они нам еще приготовили?! Надо запасаться валерианой…

Oh Yes!
 
Не поддерживаю Поддерживаю +8
Маривана (Гости) 5 сентября 2014 10:22
сначала исчез, а потом подорожал природный газ


Не совсем корректно, это сжиженный пропан или бутан, а природный газ он под землей и в него может входить вся группа, от метана до гексана+...

Министрам при этом ничего регулировать не надо. Рынок всегда сам себя регулирует.


Аха, а у нас потом как всегда, соберется заправочная мафия и поставит цену на бензин 250тг, и что делать прикажете?
 
Страницы:
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.