Среда, 24 Апреля
+16...+15
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 444.32 KZT
  • €1 = 473.33 KZT
  • 1 RUB = 4.76 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

А прописные истины забыли…

Просмотров:103628 Опубликовано: 3-12-2012, 13:19
А прописные истины забыли…
Ситуация с увольнением ряда директоров актауских школ в середине учебного года не оставила равнодушным и меня. Хочу поделиться своим мнением, поскольку есть и родительский опыт, и ученический, и профессиональный.

Начну с ученического опыта.
Когда я пошел в первый класс, мне очень хотелось попасть в ученики к Раисе Максимовне Молотковой. Ее я знал хорошо - она была доброй женщиной, к тому же моя соседка, которая всегда ко мне хорошо относилась. Но первого сентября на своем первом уроке я плакал - меня отдали в класс к Марии Федоровне. Для меня это была трагедия. Но она, погладив меня по голове, забрала у меня мою авторучку с синими чернилами и подарила свою с красными, которыми должна была править наши ошибки. Меня тогда распирала невероятная гордость, что все пишут синими чернилами, а я красными да еще ручкой учительницы. О Марии Федоровне у меня остались самые теплые воспоминания.

Когда я через тридцать лет после окончания школы узнал, что она в свои 80 лет все еще преподает в нашей школе, я был крайне удивлен. Но получил ответ, что она лучший учитель в школе и вполне справляется со своими обязанностями.
Это я написал к тому, что заявление руководства ГорОО о том, что директор школы-гимназии №4 Валентина Александровна Малых не может быть директором, поскольку она пенсионного возраста.

Я знаю руководителей университетов, которые в 70 и более лет успешно справляются со своими обязанностями. Возраст и немощь понятия относительные.
А вот свойственные для Мангистау понятия «свойские» и «родственные отношения» - это уже притча во языцех. Назначения у нас получают именно по таким принципам. И это очень хорошо видно при смене руководства любого из департаментов при акимате.
Хотя и в начальники облУО иногда попадают рядовые учителя по начальной военной подготовке, которые только что из армии и четко знают команду «Упал – отжался!».
На этом месте немного отвлекусь, чтобы сказать о том, как я перестал уважать учителей. Впрочем, эта профессия вообще стала неуважаемой. Крайне странная ситуация для нашего общества. Учителей любили и уважали в царской России, в советские времена, а сейчас — это практически изгои общества.

Интеллигенты на правах бомжей
Возвращаюсь в свое ученическое детство.
Была у нас учительница математики Галина Ивановна Быбочкина. Как вспомню - так вздрогну. К своему предмету относилась настолько требовательно, что это был, пожалуй, единственный предмет, по которому я либо делал домашние задания, либо с утра срочно списывал у одноклассниц.
В школе гуляла поговорка: «Если у Галины имеешь твердую тройку, можешь смело поступать на физмат». Жадная была на хорошие оценки. У нас две девочки лишились золотых медалей только из-за того, что именно по алгебре получили четверки. Хотя наш директор и родители Галину Ивановну уговаривали: «Ну что вам стоит?..», железная математичка твердо заявила, что у нее раздолбай и лентяй Нестеров, которому она с трудом ставит четверку, лучше знает математику, чем две эти девчонки, которые просто зубрилы.
А сейчас ни одна «марьиванна» перечить руководству не решится.

В нашем образовании сложилась аномальная ситуация. На учителей оказывается огромное давление из-за оценок учеников и результатов ЕНТ. Абсурдно, но педагогам неформально запрещают ставить «двойки» ученикам. Как говорится: ««Два» - в уме, «три» - в табеле». Такую установку даёт отдел образования администрации школы, а те, в свою очередь, приказывают учителям всячески избегать неудовлетворительных оценок. Объяснение очень простое: с «двойками» у школы будут низкие показатели, а у учителя будут еще и моральные проблемы с родителями двоечника.
Если же учитель будет принципиальным, его замучают проверками. Непослушный работник школы обязательно будет наказан.
Вывод: конституционных прав директор школы не имеет, а простой учитель — это вообще крепостной работник образования. С соответствующей зарплатой…

Система Минобразования пожирает сама себя
Исходя из вышеизложенного посыла становится ясно, что ждать от нашего образования чего-то хорошего не представляется возможным. Система образования душит сама себя. Выпуская из школ недоучек, она настроена на то, что самые глуповатые ученики поступят именно в педагогические институты. Потому что именно они и являются на данный момент самыми непрестижными.
В советские времена студенты шутили: «У кого связей нет, тот идет в мед, у кого ума нет, тот идет в пед.». В данный момент эта поговорка стала особенно актуальна: ученики-недоучки поступают в педагогический и из них выходят педагоги-недоучки, которым мы отдаем своих детей на обучение. А ведь учитель это не просто профессия. Там не должно быть людей случайных. Это выбор на всю жизнь и огромная ответственность за будущее страны. Если верить постулату, что дети - наше будущее.


Отверженные и отвергнутые

Когда после падения царского режима в стране начали распределять зарплату, нарком Луначарский сказал, что врачам и учителям можно назначить самую незначительную оплату за их труд, потому что эти люди пользуются таким уважением, что их народ сам прокормит.
На тот момент он был прав. Кормили. По себе знаю - когда у меня умер отец и мама нас, троих детей, на свою медицинскую зарплату тянула, люди, которые приходили к ней за медицинской помощью, приносили продукты.

Я, безотцовщина, остался без маминого присмотра, потому что днем она работала в больнице, а ночью подрабатывала на «Скорой помощи». В итоге, самая нелюбимая мной учительница в школе стала моей второй мамой. Когда меня забирали в милицию, Эмма Петровна Лотохина даже в два часа ночи бежала в УВД, разбиралась с участковыми и следователями и за ручку вела меня домой. Тогда я за ее активность в моем воспитании ненавидел. Сейчас понимаю, что если бы не она, я бы сел в тюрьму, несмотря на хорошее воспитание и образование.

Сейчас педагоги от таких проблем самоустранились. Если что-то с ребенком произошло вне школы — это родители виноваты. Да, где-то это правильно. Родители обязаны нести ответственность. Но что у нас происходит в школах? Педагог прекрасно знает, что в школе группа хулиганов занимается рэкетом и поборами с младших учеников, но вместе с инспектором по делам несовершеннолетних делает вид, что ничего не происходит - закрывает глаза и сама себе думает, что дети сами разберутся. А если нет, то разбираться должны родители.
Да ничего подобного! Решить данную проблему должны те, кто выбрал для себя профессию учителя. Папы и мамы весь день на работе и отдают своих детей на весь день в ваши руки, уважаемые педагоги. Вы, выбрав себе данную профессию, выбрали и свой путь. А это путь помощи самым незащищенным.
Во как пафосно сказал, аж самому неудобно...

Незащищенный учитель
Валентина Александровна Малых (бывшая учительница моей дочери) всегда на родительских собраниях возмущалась, что девочки одеваются в школу неподобающе. Понимаю всех женщин-учителей - девочки порой одевают на себя такие вещи, которые простому учителю не по карману.
Тут выход в принципе простой. Пусть горОО разработает школьную форму. Хорошую и красивую. Желательно нескольких фасонов (для девочек). Убьете сразу нескольких зайцев. Уравняете детей с разной степенью доходов их родителей. Не придется думать - надо ли разрешать в школе ходить в хиджабе, и так далее...

Но дело не в этом. Главное в том, что собственное руководство отдела образования делает все, чтобы профессия учителя стала непрестижной, а сами учителя униженными. По своему опыту работы в газете говорю: труднее всего взять интервью у простого учителя. Умные, образованные люди просто боятся, что их не очень образованное начальство воспримет их слова неправильно и поэтому просят журналистов вначале согласовать интервью с руководством. И это по любому поводу - хоть по негативной теме, хоть наоборот. Нашу интеллигенцию наши чиновники просто поставили на колени. А наши учителя даже жаловаться не научились. Может быть Махно не зря называл интеллигенцию вшивой?

Начальник не прав - учителя пожаловаться не хотят: это не интеллигентно, ставят над ними начальницу-алкоголичку - опять не могут пожаловаться: ну неудобно женщину подставлять. При этом «вшивая интеллигенция» забывает об интересах детей. Извините, товарищи педагоги, злой я на сегодняшний день на вас.

А в качестве предложения к горОО скажу так: будьте демократичнее. Каждая школа ежегодно может сама, путем тайного голосования, решить какой им директор нужен. А может быть даже какой министр образования им нужен. Идея такова: систему образования нужно сбалансировать и оптимизировать так, чтобы и учителям, и ученикам было хорошо и комфортно.

Игорь Нестеров


Краткий курс по распознаванию хороших и плохих учителей



Поделись с другими:

Комментарии ( 62 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
АДАЙ (Посетители) 3 декабря 2012 23:24
Призыв к чиновникам быть демократичнее - святая наивность, давайте их попросим не воровать, вдруг сработает?
Смешно. Как не воровать, они воровали, ворует и будет воровать. Надо у всех чиновников что своровали отнять (не важно на чье имя написано) и пустит по миру. Потом другие задумаются. Когда стреляют в мирных людей и идти на повышение. Я уже в этой стране ни к чему не удивляюсь.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +6
kомунист (Гости) 3 декабря 2012 23:21
А в качестве предложения к горОО скажу так: будьте демократичнее. Каждая школа ежегодно может сама, путем тайного голосования, решить какой им директор нужен. А может быть даже какой министр образования им нужен. Идея такова: систему образования нужно сбалансировать и оптимизировать так, чтобы и учителям, и ученикам было хорошо и комфортно.
Спасибо,ВСЕМ,за комментарии,можете успокоится национализм победит...,моя жена работает в сфере образования,и аналогичная ситуация везде,там где работает руководителем русская женщина,и не какие тайные голосования не помогут,ВСЁ будет не в пользу ЕЁ,- это реальная
ситуация на сегодняшний день.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +1
Zero Tolerance (Посетители) 3 декабря 2012 23:21
Цитата: Dihydrotestosterone
Мало системного анализа, много соплей. Выводы имеют очень нечеткую логическую связь с фабулами. Логическая связь между самими выводами, которые как ступеньки должны привести к главному финальному заключению, вообще отсутствует и соответственно это заключение и найденный автором выход из коллапса, звучат достаточно чушняково.

Не смотря на то что статья мне понравилась с этим согласен. Тема "кто виноват и что делать" не раскрыта. Предложения смешные, форма ничего не даст, детишки не безмозглые и не глядя на одежку знают кто есть ху, видят у кого какой айфончик, за кем на какой машине приезжают, знают кто где отдыхал, кто куда будет поступать. Социальные сети, общение, и в школе и вне школы и т.п. Уравнять одежкой - это утопия, ничего кроме негативной реакции как минимум половины и детей и взрослых это не даст. Призыв к чиновникам быть демократичнее - святая наивность, давайте их попросим не воровать, вдруг сработает?

Цитата: Нафаня
О, маска,маска я тебя знаю!

Мне кажется я тоже.

Цитата: aka-design
Цитата: Ерлан
"рыба гниет с головы"-это про нынешний акимиат
Это не про нынешний акимат,это про нынешний Казахстан...

Вот это верно!
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
эвк (Посетители) 3 декабря 2012 22:55
родилась в гурьеве(атырау), с 1973года живу в нашем славном городе. Моя 9-я школа как раз открылась в этом же году.Со дня открытия в этой школе директором был Исхаков Шариф Вагапович.Это-Педагог,Организатор и просто прекрасный души Человек.Он преподавал нам рус.язык и литературу. Вы просто не представляете,как было интересно на его уроках.Мы с таким удовольствием ждали встречи с ним.Чего не скажешь о сегодняшних учителях(сегодня это единицы).Мои дети закончили 1-ю школу.Кроме слов благодарности в адрес тех учителей ничего нет.Да,были строги.Но без этого никак нельзя.Огромное спасибо Фаломеевой Людмиле Степановне,бывшему директору сш№1.И внука решили отдать в эту же школу.Но Людмилу Степановну уже "ушли".Но по привычке пошли в эту школу .Всё не то и всё не так.Бегающая,орущая по коридорам директриса-это нонсенс!Что имеем-не храним, потерявши-плачем!Я,например,помню всех своих учителей.Мои дети тоже.Что будет у внука,даже страшно подумать.Кроме своей первой учительницы-Старковой Светланы Викторовны может и не вспомнит никого.А нет,еще Светлана Викентьевна Гришечкина.Их обеих можно смело назвать Учителями и Человеками. Цените тех,кто отдает вам все свои знания,умения и навыки не за эту нищенскую зарплату,а по зову своего сердца. И не важно какой они нации.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +3
АДАЙ (Посетители) 3 декабря 2012 22:17
Комсомолец, Школа имени М.Горького еще жив и существует.

А так статья классное во всех позициях попал в точку. applause Надо эту статью в республиканской газете опубликовать или хотя бы в печатной газете. Здесь на 1000% правда.

Игорь Нестеров, В этой школе кажется сейчас даже русских нету. Хотя я сам учился в Баутине в казахской школе, русская школа пользовался авторитетом. Поэтому я всегда братишек уговариваю учится в русскую школу. Хотя в Баутинская казахская школа один из сильных школ в Мангистау. Актауские отличники там становится троешниками. Там очень требовательные, образованные, сильные учителя. applause
 
Не поддерживаю Поддерживаю
baklanoid (Гости) 3 декабря 2012 21:43
Приведенные проблемы связаны с самой системой по которой функционирует общество. Возлагать ответственность за прорехи существующей системы образования только на конкретных людях бессмысленно в долгосрочной перспективе.

Скажем, если взять, снять шапки дурачью в Гороно, Боблоно или еще каких-нибудь акиматах и поставить туда честных, порядочных, понимающих.. как, например, Малых. Пройдет какое-то время (лет 10-40) и все начнет возвращаться на круги своя. Да, где-то будут блистать яркие огни личностей занимавшихся самопожертвованием ради всех и каждого, кто-то запомнит их имена и поступки шедшие наперекор рациональности. Но общую картину это никогда не изменит, лишь, где-то, кто-то будет знать "хорошие места" и отдавать своих детей на попечительство достойным.

Может быть, где-то (школа 4), стало хуже и это повод возмутится и искать виноватых, может быть это повод вести статистику таких мест (где стало хуже), что уже лучше, но также не влияет на эту самую статистику, а может быть пора уже задаться вопросом "Что делать?" и поискать ответы..
 
Не поддерживаю Поддерживаю +6
Димон (Гости) 3 декабря 2012 19:20
Полностью солидарен с автором, ПОЛНОСТЬЮ spasibo !
 
Не поддерживаю Поддерживаю +14
Verorita (Посетители) 3 декабря 2012 18:45
"Система образования душит сама себя. Выпуская из школ недоучек, она настроена на то, что самые глуповатые ученики поступят именно в педагогические институты."
Видимо для того, что бы дети были доучкамирешают вопрос о 12ти летнем школьном образовании. Тогда за партами будут сидеть совершеннолетние ученики, которые законно могут жениться и рожать детей. Или парней с выпускного, автобус будет сразу забирать в военкомат. Учились раньше, как то 10 лет и ничего. Страшно подумать, как дальше будет учиться мой ребенок. Недавно в новостях прочитала, что система образования в РК не вошло в 20ку стран, в которых можно учиться.
Государство совсем не думает о подрастающем поколении, с такими темпами, нас будет ждать дегродация нации!
 
Не поддерживаю Поддерживаю +4
Цугундер (Гости) 3 декабря 2012 16:30
Раньше учитель был просветителем, примером для детей, сейчас по большей части это обыкновенные рвачи, имеющие целью лишь заработок.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +7
Муля (Посетители) 3 декабря 2012 15:53
Хорошая статья, с ноткой оптимизма. Как наказ нашим депутатам.
С образованием в нашей области ситуация сложилась, прямо скажем, критическая. Школ, дающих крепкие современные знания, мало, по пальцам перечесть можно. Из ранних комментариев можно сделать вывод, что из государственных школ выделяются гимназия № 4, гимназия № 13, экономический лицей, школа -лицей № 7, физико-матем. лицей № 11, из простых школ СШ № 2 и СШ № 23. И все?!
Коллективы и руководство остальных школ берегут здоровье и силы для других нужд?
Согласна с мнением Акку в других темах. Для гор.отдела образования в этих школах огромное поле деятельности, вот с чего надо начинать. А в хороших школах "наводить порядок", только портить их.
 
Страницы:
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.