Четверг, 18 Апреля
+17...+17
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 448.89 KZT
  • €1 = 477.93 KZT
  • 1 RUB = 4.76 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

В Мангистауской области начался бензиновый кризис: топливо на некоторых АЗС отпускают по талонам, а на других его вообще нет

Просмотров:7520 Опубликовано: 24-08-2011, 13:42

В  Мангистауской области  начался бензиновый кризис: топливо на некоторых АЗС отпускают  по талонам, а на других  его вообще нет

В Мангистауской области автомобилисты на днях вплотную столкнулись с проблемой дефицита нефтепродуктов. В Актау  на протяжении последних трех-четырех дней топливо, как правило, удается купить только по талонам, когда определенный объем  уже был оплачен потребителем. Из 80 автозаправочных компаний горючее реализуют чуть больше 30, из них половина только по талонам. А на тех станциях, где бензин есть, введены ограничения на продажу и вновь подскочили цены. В свою очередь реализаторы ГСМ прогнозируют настоящий  бензиновый коллапс ибо, по их мнению, такой ситуации с бензином в нашей области не случалось еще ни разу.
Бензиновая игра на повышение


Нашу область лихорадит: на заправках большие очереди, топливо за наличные можно купить лишь на некоторых АЗС, большинство автозаправок продают бензин либо по талонам, либо в два раза дороже. Цены поползли вверх еще неделю  назад. А сейчас достигли пика – 106 тенге за литр АИ-92 и 140  тенге за литр АИ-95.  
При чем на нехватку топлива жалуются  как владельцы небольших АЗС  так и операторы, которые являются основными поставщиками топлива в регион.
Между тем по  данным  Межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) по Атырауской и Мангистауской областям  еще в  начале апреля  цены на АЗС  г. Актау в среднем составляли:  литр  российского бензина, марки АИ-92 - 95 тенге,  атырауский- 90 тенге,  Аи-95- 110 тенге за один литр, АИ-80 шел по 75 тенге, а  дизельное топливо  по 90 тенге.  Однако в конце апреля стоимость бензина  марки АИ-92 в свободной продаже  по г. Актау составляла от 90 до 100 тенге за литр, а АИ-95 от 105 до 115 тенге. Бензин марки АИ-80 продавался  на уровне 80 тенге за литр, а дизельное топливо  (зимнее) на некоторых АЗС отпускали по 90-95 за литр. Летний вариант солярки  шел по 85 тенге.  Ситуация резко изменилась на минувшей неделе. Сейчас на автозаправочных станциях  Актау  бензин марки АИ-92 стоит 106 тенге за литр, АИ-80 - 86 тенге  за литр. На ценниках указана стоимость дизтоплива - 90 тенге, однако его у операторов нет давно. Цена одного литра АИ-95 в среднем  140 тенге. Впрочем,  уже неделю на мелких АЗС нет ни бензина  марки  АИ-80  ни  92.
При этом  на одних заправках - ажиотаж, на других - тишина. Это определяется тем, какой бензин реализует АЗС: российский дороже, казахстанский дешевле.  В первом случае, естественно, спрос минимальный, а во втором - нервный срыв. По словам  владельцев АЗС, основную проблему с дефицитом они видят в принудительном сдерживании цен на продажу бензина и дизельного топлива со стороны правительства. Сейчас многие АЗС вынуждены закрываться либо полностью приостанавливать свою деятельность из-за нерентабельности. Ибо оптовая цена бензина превышает предельные цены, установленные Министерством нефти и газа.  Соответственно данный бизнес стал просто убыточным. К примеру,  на сегодня предельная цена АИ-92, установленная министерством равняется 106 тенге за литр. Однако сейчас владельцам АЗС предлагают его покупать по 113 тенге за литр. И это его оптовая цена. При таком раскладе в  розницу    литр бензина пойдет как минимум по 120 тенге. Ибо, как известно,  смысл бизнеса для владельцев  АЗС заключается в том, чтобы заработать на  разнице между оптовой и розницей. – Чтобы торговать по установленной министерством предельной цене, надо покупать топливо у производителей, но у них объем минимального закупа слишком велик. Нам приходится обращаться к посредникам, а их цены дороже. В августе ожидается повышение закупочной цены, тогда мы вообще останемся ни с чем. Ограничение розничной цены и свободная оптовая цена нас разоряют, - заявляют некоторые реализаторы ГСМ. У многих из них, запасы горючего истощены до предела  из-за закрытия российского рынка. Дело в том, что  для борьбы с дефицитом бензина в России правительство ввело запрет на экспорт бензина в мае путем значительного увеличения пошлин. Экспортная пошлина на бензин из России выросла с 1 мая 2011 года на 44% (по сравнению с апрелем) и составила 408,3 доллара, что составляет 90% от майской ставки пошлины на нефть. Пошлина на бензин до сих пор составляла 67% от ставки пошлины на нефть. Эта временная мера была введена для того, чтобы остановить расползание по всей России дефицита бензина. Предполагалось, что она будет действовать лишь в мае, а потом вернется обычная пошлина. Однако  запретительная пошлина на экспорт бензина  до сих пор сохранена.  Это не могло не отразиться на рынке ГСМ, в Казахстане, так как он  не может насытить свой рынок   в полной мере высокооктановым бензином.

Атырауский, Шымкентский и Павлодарский нефтеперерабатывающие заводы сегодня не в состоянии удовлетворить потребность в горючем на внутреннем рынке. Поэтому правительство решилось на их модернизацию. На это, по предварительным подсчетам, уйдет около трех миллиардов долларов. Тогда как строительство нового завода обойдется казне не меньше чем в шесть миллиардов долларов. Модернизацию трех НПЗ планируется завершить к 2015 году. А пока нам с вами придется надеяться на Россию и жаловаться на растущую цену бензина.

В тихой панике
Владельцы сети  АЗС  признают, что  такой ситуации  на топливном рынке  не было еще ни разу. При этом не надо забывать, что у большинства из них есть обязательства перед бюджетными, государственными организациями, предприятиями пассажирских и грузовых перевозок. Они делают предоплату, и поэтому в первую очередь АЗС  обеспечивают их потребности - отпускают бензин по талонам.  Но на минувшей неделе многие АЗС в срочном порядке вынуждены были  в одностороннем порядке разрывать заключенные еще в начале текущего года  договора.
Пока никаких  перебоев с топливом  нет на заправках «Гелиос» и «Казмунайгаз».  Хотя в последние дни  у сети АЗС «Гелиос» также намечается  напряженная ситуация, так как контракт на поставку топлива с Павлодарским  нефтехимическим заводом  (ПНХЗ) у них истекает буквально в августе месяце.  В свою очередь напомним, что данный завод  полностью загружается нефтью из России. И к слову, между  Казахстаном и Россией есть договоренность о поставках российской нефти на Павлодарский нефтехимический завод без взимания экспортной таможенной пошлины до 1 января 2014 года, судя по всему дефицит топлива неизбежен. Сейчас многие  торговцы ГСМ сходятся во мнении, что такая ситуация  приведет к разорению большинства АЗС. Останутся только самые крупные игроки, такие как «КазМунайГаз» и «Гелиос». 


Тем временем в  Областном управлении предпринимательства и промышленности пытаются выправить ситуацию при помощи поставок топлива по квоте.
- Каждый месяц Министерство нефти и газа выделяет для реализоторов ГСМ определенные объемы бензина по льготной цене и распределяет в равных частях между всеми АЗС, им надо только сделать заявку, – объяснила начальник вышеназванного  управления Лиза Оспановна Ульжабаева. – Но многие просто не брали казахстанский бензин, а предпочитали закупать его у россиян. Сейчас же ситуация изменилась: у россиян цены выросли и многим АЗС стало невыгодно закупать там топливо. Естественно они в срочном порядке пытаются переориентироваться  на казахстанское топливо. Но здесь также изменилась ситуация. С августа на наш регион данная  квота сокращена. Хотя до этого  наши реализаторы полностью не  выбирали  эту квоту (оставалась порядка  35-38%), - говорит Лиза Оспановна.  По ее словам,   потребность нашей области составляет в среднем  5,5  тысяч тонн топлива в месяц. По квоте в регион поступало 4,84 тысячи тонн топлива. Однако на деле  этого катастрофически не хватает, заявляют владельцы АЗС и поставщики топлива. Они считают, что  50-процентный дефицит бензина точно существует. В свою очередь многие из них не хотят связываться с топливом по квоте из-за его низкого качества, а также  весьма объемного пакета документов, которые необходимо собрать. Более того,  получив бензин по квоте, владелец АЗС должен держать предельные цены, установленные Министерством нефти и газа и не  поднимать их.

Как долго продлится дефицит бензина в Мангистауской области, пока не знает никто. По острожным прогнозам многих реализаторов ГСМ перебои с бензином будут как минимум на протяжении месяца. Более того, сейчас многие из АЗС будут заниматься откровенной спекуляцией на дефиците: выбрасывая бензин мелкими партиями по более выгодной для них цене.
Надо ли говорить, что повышение стоимости бензина приведет к более высоким темпам роста стоимости продуктов питания в нашем регионе. Наряду с товарами подорожают и все услуги. Это значит, что за очередное  повышение цен на автозаправках из своего кармана заплатят опять простые граждане.

Фото Ксении Шелуховой


Поделись с другими:
 
Нашли ошибку? Сообщите об этом нам.

Комментарии ( 3 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
Не поддерживаю Поддерживаю -1
Ermyndo (Посетители) 12 сентября 2011 20:09
В воскресенье срочно надо было заправиться, обьехал весь город, бензина нет, а на Сункаре огромная очередь, заправился рядом с Айби, Гулдана кажись, подьехал спросил, говорит нет бензина, ну я давай уговаривать, мол в баке пусто, могу и не завестись, продала мне на 1000 тенге бензина АИ-92 по 130 тенге...((((( А на этой же заправке друг днем заправлял за 120 тенге/литр...

АХТУНГ!
 
Не поддерживаю Поддерживаю -1
wert (Гости) 12 сентября 2011 18:52
Сколько себя помню,осенью всегда проблеммы с топливом при советах нагло нам врали,мол уборка.Сейчас оправдывают чужими трудностями,а по сути тот-же грабёж! recourse
 
Не поддерживаю Поддерживаю -1
Рavlal (Гости) 12 сентября 2011 18:45
многие из АЗС будут заниматься откровенной спекуляцией на дефиците: выбрасывая бензин мелкими партиями по более выгодной для них цене.

Не будут а уже занимаются wink
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.


Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter